Найти тему
Порцелиновый фан

ЛФЗ. Кофейный сервиз "Золотой букет".

Сервиз "Золотой букет" - шедевр стиля СТАЛИНСКИЙ АМПИР в фарфоре, и конкретно - в посуде. Автор формы - знаменитый художник завода Э.М. Криммер (1900-1974). О его работах у меня выйдет не одна статья - в некотором смысле его стараниями послевоенный фарфор ЛФЗ стал таким, каким мы все его помним и любим, и очень многие формы предметов, которые хранятся у вас в серванте или стоят на столе, и вы попиваете из них круглосуточно кофе или чай - дело его рук, даже, скорее, фантазии. Ну а почему такой сервиз оказался созданным в Питере - думаю, удивляться не приходится: ведь это город музеев, да и сам центр города - фактически - музей архитектуры под открытым небом! Просто жить в этом городе - считай, развивать в себе художественные способности. Ну а где ещё, как не в столице бывшей Империи, создавать нечто в стиле АМПИР (пусть и сталинский)?

Сервиз послевоенный, начала пятидесятых (возможно, 1950-го; вспоминаю, что где-то в далёкой ячейке мозга засел год 1954-й - а это год расцвета СТАЛИНСКОГО АМПИРА ) годов. Просто начиная как раз с 1950-го года Эдуард Михайлович начал творить на Ленинградском фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова в качестве художника-скульптора, а до того занимался книжной графикой и работал в качестве художника на Ленфильме и на заводе художественного стекла.

Думаю, небольшая галерея, посвящённая Мастеру с некоторыми данными и фотографиями, которые пользователь интернета не найдёт в Википедии, будет вполне уместна для данной статьи.

Окунёмся в культурологию. С точки зрения эстетики - этот сервиз уникален. Он никоим образом не вписывается в то, что мы называем европейский АМПИР, наоборот - во всех своих чертах он прямо противопоставлен ему! И опирается не на европейскую эстетику, а на эстетику Востока, причём Древнего Востока эпохи Восточных деспотий, и прежде всего тяготеет к скульптурным формам Древнего Ирана, Ирака и Турции, немного тяготеет к Индии, к посуде, которую, до завоевания мира фарфором, выделывали из металла. А почему бы и нет? - ведь Древний Иран - это тоже фактически Империя, - со своей собственной эстетикой, во многом противостоящей эстетике Древней Греции, послужившей основой для формирования всей последующей Европы. Так почему бы в России (в СССР) художникам не черпать вдохновения для своих работ не только из европейских, но и из восточных источников? Тем более, что фактически с объединённой Европой, где фашизм зарождался, процветал и вызрел во многих странах до каннибалической жестокости, велась и тогда (в конце сороковых) только-только завершилась (к счастью - Победой!) самая ужасная по количеству жертв и разрушений в истории Человечества война.

И в то же время вся внешняя пышность СТАЛИНСКОГО АМПИРА, исходящая (по моему мнению) прежде всего из интерьеров парадного Георгиевского зала Кремля с его помпезностью, белизной, сложным рельефом и позолотой, соблюдена. Напоминаю: именно в Георгиевском зале 24 мая 1945-го года состоялся приём в честь командующих войсками Красной Армии, фактически приём в честь Победы в Великой Отечественной войне, где Сталин выступил с речью, венцом которой стал тост за русский народ.

Фактически стиль СТАЛИНСКИЙ АМПИР был отражением в творениях деятелей искусства того положения в мире, которое занял Советский Союз после окончания Второй мировой войны. И вот в этом-то смысле сервиз "Золотой букет" исключением как раз не был.

Теперь предлагаю поподробнее остановиться на деталях. Что собой представляет отделка сервиза, его основной рисунок? Это небольшой букетик из полевых цветов и спелых колосьев (неважно чего - пшеницы, ржи или овса). Цветы (подчеркну - не садовые, сортовые, взращённые в оранжереях, а обыкновенные полевые) - олицетворение простых радостей жизни, колосья с налившимися зёрнами - счастливой, избавленной от голода и страданий жизни людей, белый фон - чистоты помыслов. Пышность сервиза, кроме основного рисунка по рельефной (соответствующей рисунку!) поверхности, подчёркивает и тот нюанс, что рисунок с рельефом расположен с двух сторон каждого предмета, причём в одинаковом масштабе.

В галереях ниже приведены чайники\кофейники сервиза первых и поздних выпусков. Хорошо прослеживается разница в росписи.

Как видим, даже сервиз в стране Советов мог быть демонстрацией основных идей: того, что предлагало миру Советское обустройство общества и направление пути вперёд. Какое будущее предлагают нам (миру они вообще ничего не предлагают, кроме газа) нынешние кремлёвские руководители, они, похоже, и сами не знают, и (в силу интеллектуальной немощи и алчности, про понятие СОВЕСТИ просто умолчу) в принципе не могут предложить.

В качестве доказательства своих размышлений о "восточности" форм сервиза хотел привести аналоги и разместить их в галерее, но абсолютно прямых аналогий в архитектуре Ирана, Ирака, Индии среди картинок, подвернувшихся под руку в нете, не нашёл, так же как и в посуде - от Кавказа до Индии, а не прямые параллели являются слабым аргументом, - но ощущение "восточности" меня не покидает. Поэтому, друзья, если вы со мной согласны, и у вас есть фото восточной посуды (в керамике и в металле) или фото восточной архитектуры в форме под стать предметам сервиза, пришлите их в комментариях. Вместе пообсуждаем, сравним.

Одним из вариантов кофейного сервиза был вариант с дополнительной лепниной предметов. Мне такой декор показался избыточным, и по-видимому, не только мне, раз в конце концов выпуск сервиза в таких формах был прекращён. Но в "Эрмитаже" предметы с дополнительной лепниной имеются. Вот они...

Вместе с кофейным сервизом Э.М. Криммер создал и чайный вариант сервиза, но так как он не был принят комиссией к тиражированию, предметы остались нерасписанными (см. галерею ниже)... Интересно, что среди предметов чайной части замечена и полоскательница!

P.S. Сейчас все друг у друга копируют, никого и ничего не стесняясь. Это не современное проявление ПОСТМОДЕРНИЗМА - так было всегда. Копирование в той или иной степени говорит о качестве основного продукта. Мы знаем, что фарфор (как и многое другое) копируют китайские производители. Но в данном примере разошлись нашенские кисловодские ребята. Вот такой формы кофейный сервиз от Кисловодского завода я отыскал на просторах интернета. Да, конечно, это нельзя назвать воровством, плагиатом и т.д. Стиль сильно упрощён, усилен даже не рельеф, а (ставшие их визитной карточкой) налепные цветочки (уже не убогие и нелепые, как в прошлом, а "всё, как мы любим"). Смотрим последнюю галерею.

Друзья, это блог фарфороголика на Яндекс-Дзен. Всем, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь. Спасибо всем, кто дочитал. Здоровья вам и хорошего настроения!

Еда
992,9K интересуются