Найти тему
Rutrip.ru

Витебский вокзал — шедевр архитектуры модерна

Оглавление

Витебский вокзал — старейший из пяти железнодорожных вокзалов Санкт-Петербурга и один из ярчайших памятников архитектуры модерна в городе. Здание вокзала по праву признано шедевром не только российской, но и мировой архитектуры.

Витебский вокзал (вид с северо-восточной стороны)
Витебский вокзал (вид с северо-восточной стороны)

Витебский вокзал — первое дыхание модерна

Именно с Витебского вокзала в 1837 г. тронулся в путь первый российский железнодорожный состав, чьим пунктом назначения стала летняя резиденция императора — Царское Село. Современное здание вокзала начали строить в 1900 г., а его открытие состоялось спустя 4 года, в 1904 г. Это пятое по счету здание, которому предшествовали временные деревянные строения.

Еще до открытия современного здания вокзал начали называть Царскосельским. А с 1918 года, когда Царское Село было переименовано в Детское Село, вокзал тоже сменил название на Детскосельский. Современное название — Витебский — было присвоено ему уже в 1935 году.

Открытка начала XX века с изображением Витебского вокзала (в то время — Царскосельского)
Открытка начала XX века с изображением Витебского вокзала (в то время — Царскосельского)

Проект нового здания вокзала был разработан архитектором С. А. Бржозовским (1863–1930). Оригинальные интерьеры были продуманы им же совместно с инженером С. И. Минашем (1877–1945). Основу проекта составила еще не привычная для того времени архитектура, изобилующая металлическими конструкциями. Витебский вокзал стал одним из первых воплощений архитектурного модерна при возведении общественных строений в России.

Вокзал отличается необычной для того времени планировкой — крупные объемы располагаются ассиметрично и учитывают функции, которые они выполняют. Проект был воплощением важного принципа архитектурного модерна — «изнутри наружу» — наружный облик отображает внутреннее устройство, продуманное до мелочей. При открытии вокзал был удостоен восторженных отзывов современников.

Архитектура и убранство Витебского вокзала

В здании Витебского вокзала были реализованы основные выразительные приемы архитектуры модерна, только что пришедшей в Петербург из Западной Европы. Оно представляет собой разнообъемную ассиметричную композицию, части которой гармонично перетекают друг в друга. Главный фасад обращен к Загородному проспекту и растянут от часовой башни с барельефами до вестибюля 20-метровой высоты и округлому переходу к фасаду с западной стороны. Сам фасад украшает широкая арка с витражными окнами и гербами двух городов: Санкт-Петербурга и Витебска.

Вестибюль Витебского вокзала c витражными окнами и парадной лестницей
Вестибюль Витебского вокзала c витражными окнами и парадной лестницей

Основным помещением служит вестибюль, над которым возвышается металлический купол. Его украшает парадная лестница с мраморными перилами и декоративными вставками из бронзы. Днем зал наполняется солнечным светом, который проникает внутрь через витражи по всему периметру помещения. Ночью его освещают электрическими светильниками, изготовленными из металла, покрытого черной краской.

Вокзал удивил современников технически сложными и смелыми для XX века новинками: транспортерами, багажным и пассажирским лифтами, рельсовым полотном на втором этаже, электрическим освещением.

Здание вокзала было богато украшено. Почти все его элементы, включая лестничные пролеты, балконы, светильники и витражи декорированы художественной ковкой. Стены часовой башни украшают рельефы сов, а на стенах одного из залов располагаются картины, которые подробно освещают историю постройки Царскосельской железной дороги.

Это интересно! Несмотря на влажный климат и тяжелую экологическую ситуацию, Витебский вокзал потребовал реставрации лишь однажды — спустя 100 лет после начала его работы, во второй половине 1930-х годов.

Больше информации о новостях про путешествия в нашем телеграм-канале: https://t.me/rutripru

Ж/д билеты по лучшим ценам на сайте: https://rutrip.ru/