Найти тему

Шаблоны в книгах. Так ли они плохи?

Если вы писатель, то наверняка сталкивались с тем, как читатели ругают авторов за использование шаблонов. Ну а если вы читатель, то точно хотя бы раз в жизни говорили что-то типа: «Это слишком стандартно. Это избито. Это где-то уже было». И правда, когда книга кишит шаблонами, то всегда возникает ощущение дежавю, вторичности.

Что же такое шаблон? Возьмем такой жанр, как любовный роман. Стандартный шаблон, который очень популярен сегодня: простая девушка в роли главной героини — богаты и красивый главный герой. Можно ли таких шаблонов избежать? Можно, но нужно ли? Например, если главный герой будет не успешным бизнесменом, а простым рабочим завода, пашущим по двенадцать часов в день, а после смена изрядно закладывающим за воротник.

Это уход от шаблона, а следом за ним и от читательской аудитории. Можно сколько угодно уверять друг друга, что мы любим читать книги оригинальные, но против статистики не попрешь. Любители жанра любовный роман давно доказали, что они всегда предпочтут в роли главного героя видеть богатого и успешного, а не какого-нибудь забулдыгу-неудачника. Я, конечно, утрирую, но факт остается фактом.

Почему шаблоны работают? Потому что мейнстримная литература призвана развлекать, потому что людям нужен этакий побег от реальности, нужна сказка.

Именно поэтому шаблоны — это не всегда плохо.

Есть жанры, в которых без шаблонов вообще никуда. Хотя осмелюсь утверждать, что в любом жанре их не избежать. Например, совсем недавно у меня вышел герметичный детектив «Убийство в Вишневых горах». Если кто-то не знает, герметичный детектив — это такой тип детектива, где действие происходит в замкнутом пространстве с ограниченным кругом лиц. Здесь изначально понятно, что главным злодеем будет кто-то из присутствующих героев, а не залетный прохожий. Когда я взялась за написание этого детектива, передо мной возникла дилемма: куда поместить героев, чтобы они оказались отрезанными от внешнего мира? Как оказалось, избежать шаблонов в таком типе детективного поджанра невозможно, потому что все уже написано. Я остановила свой выбор на небольшом отеле-пансионате, который замело снегом в горах. Стандартно? Да. Шаблонно? Да. Такое уже было? Да. Но и все другое тоже было: люди запертые в доме, люди запертые в заброшенной психушке, люди, отрезанные от мира на острове, люди, занесенные снегом где-нибудь в Антарктиде. Все это уже было. Не отправлять же героев на Луну, в конце концов?

Конечно, особо привередливые читатели обязательно фыркнут и скажут свое «фи», мол, читали мы уже про дома, занесенные снегом, читали мы уже про богатых и успешных бизнесменов, читали мы уже про семью с кучей скелетов в шкафу. Читали, конечно, читали. Но разве это делает книгу плохой? Если автору удается придумать новую историю в старых декорациях, насытить ее деталями, неожиданно вывернуть финал книги? Думаю, нет.

Гораздо хуже, когда в попытках стать оригиналом, автор запутывается в собственных идеях и не способен донести до читателя свою задумку. В конце концов, доказано, что все сюжеты уже давным-давно написаны. Все дело в деталях.

У вас есть любимые жанры? Почему предпочитаете именно их?

#писательство #как писать книги #про книги #писательское мастерство #писательница #книжный блог #люблю писать #начинающий писатель

Хобби
3,2 млн интересуются