Итак, продолжаем знакомство с подборкой портретов герцога Веллингтона.
Начало - здесь.
В левом верхнем углу портрета находится надпись (совсем как на русских парсунах XVII века): «Артур, герцог Веллингтон в том самом плаще, который он носил при Ватерлоо, и позирует лично для Джейн герцогини Харрингтон». Понятия не имею, кто такая герцогиня Харрингтон, по-видимому, заказчица портрета, поскольку его автором является именно Петер Эдуард Штролинг (Стролинг). На шее у герцога - испанский орден Золотого руна (этот орден имел две – австрийскую и испанскую – ветви). Стоит отметить, что на этом портрете Веллингтон, видимо, благодаря почему-то изображенным курчавыми волосам сильно напоминает Бернадота, наполеоновского маршала, затем короля Швеции.
Этот портрет, как, возможно, многим известно, находится в Санкт-Петербурге в Зимнем дворце в знаменитой Военной галерее. Характерно, что если остальные основные союзники России в наполеоновских войнах – Австрия и Пруссия – представлены в галерее соответствующими монархами, то Великобританию представляет не Георг III,не принц-регент, будущий Георг IV, а именно Веллингтон. Поскольку портрет изначально предназначался для России, герцог изображен с русскими наградами – звездой и лентой ордена Св. Андрея Первозванного, звездой 1-ой степени ордена Св. Георгия. Знак ордена Св. Георгия, носимый на чресплечной ленте, выглядывает из-под левой фалды мундира. С ноября 1818 г. Веллингтон имел чин русского генерал-фельдмаршала.
В образе премьер-министра герцог позирует в штатском. Стоит отметить, что ношение штатского костюма не было для Веллингтона чем-то необычным, он достаточно спокойно относился к вопросу соблюдения униформы. Судя по всему, плащ (или сюртук), в котором Веллингтон участвовал в сражении при Ватерлоо, был также неформенным. И герцог был в этом не одинок. Английский генерал Томас Пиктон погиб в этом сражении во главе своих войск, будучи одет не только в гражданский сюртук, но и в цилиндр.
Не знаю, имеется ли здесь причинно-следственная связь, но этот портрет, единственный в нашей подборке, где Веллингтон выглядит улыбающимся, написан автором-страстным бонапартистом. Художник – Альфред д’Орсе был сыном наполеоновского генерала, поддерживал контакты с Луи-Наполеоном Бонапартом - будущим Наполеоном III.
В нашем распоряжении нет фотографий Кутузова, Багратиона, Александра I или Наполеона. Но у нас есть дагерротип Веллингтона! Герцог стал одной из немногих (или единственной?) из ключевых фигур наполеоновских войн, оказавшихся запечатленными при помощи новой на тот момент технологии.
1 мая 1851 г. Веллингтон вручает некий подарок принцу Артуру, которого держит на руках мать – королева Виктория. Этот день был праздничным и для принца Артура, родившегося в эту дату годом ранее, и для герцога, появившегося на свет 82 года назад.
Герцог Веллингтон имел двух сыновей. Старший Артур Ричард, ставший 2-м герцогом Веллингтоном, детей не имел. У младшего же Чарльза родилось всего шестеро детей. На момент написания данного портрета уже родились (и были еще живы) четверо – Генри, Виктория Александрина, Артур Чарльз и Мэри Энджела. Именно они, судя по всему, и изображены играющими у ног деда.
Герцог Веллингтон умер 14 сентября 1852 г. в возрасте 83 лет. Несмотря на еще недавнюю критику в его адрес как политика и непопулярность его правительства, смерть полководца была воспринята англичанами как утрата национального героя. Веллингтон был удостоен "государственных похорон" – честь, которой были удостоены немногие британцы, не относящиеся к королевской фамилии. Сами похороны также не обошлись без трагических событий – когда в преддверии погребения тело герцога было выставлено для прощания в Королевском госпитале в Челси, в момент открытия зала в хлынувшей туда толпе несколько человек было задавлено насмерть.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.