Найти в Дзене
Виктор Карпов

Поющая душа с берегов Нила. Немного о происхождении птицы Сирин.

Под влиянием той удобной и ясной периодизации, которую мы почерпнули из школьных учебников, мы часто думаем о культурах и цивилизациях прошлого как об отдельных «главах» всемирной истории, и недооцениваем ее глобальную связность. Конечно, стоит углубиться в предмет, как станет очевидно и разветвленное родство языков, и баснословно-древние корни современных алфавитов, и в целом та огромная роль, которую играют в истории человечества культурные заимствования и преемственности, простирающиеся иной раз неожиданно далеко как во времени, так и в пространстве. Но ярче и нагляднее всего связь по видимости далеких культур проявляется не в технологиях, навыках или знаниях, а в образах, потому что знакомые образы мы легко узнаем в самых различных культурных контекстах даже не прибегая к анализу, а прямо и непосредственно, благодаря той малоизученной, но несомненной способности человеческого сознания, что зовется эстетическим чувством или художественным восприятием.

Птица Сирин. Лубок. Россия. Начало XIX века.
Птица Сирин. Лубок. Россия. Начало XIX века.

Пожалуй, один самых ярких примеров «транскультурных» образов, преодолевших, не теряя узнаваемости, не только тысячелетия, но и огромные пространства, это русская сказочная птица Сирин. Ее происхождение от древнегреческих Сирен буквально очевидно: и обликом, и самим своим именем, Сирин идентична персонажам античного мифа. При всей головокружительной огромности расстояния, отделяющего древнегреческий миф от русской сказки, проследить путь от Сирен к Сирин не составляет труда. Впервые в нашей истории мы встречаем образ женщины-птицы в княжеской культуре домонгольской Руси, на золотых височных украшениях — колтах, изготовленных либо греческими мастерами, либо под их непосредственным влиянием. Античный миф давно умер к этому времени, но оставил некоторое литературное и художественного наследие, востребованное светской культурой византийской элиты. И Сирены стали частью этой культуры. Их изображения можно видеть на предметах роскоши — на серебряных кубках, на ювелирных изделиях. Они часто упоминаются в любовной поэзии:

Я сказочную слышу песнь Сирен с тех пор
Как поглядел я, дева, на лицо твое

писал византийский поэт Никита Евгениан. Именно в качестве одного из образов престижной византийской культуры древнегреческие Сирены попали на Русь. Их изображения на знаменитых золотых колтах XI-XII веков, украшавших лица знатных киевлянок — это тонкая лесть женской красоте, зримое воспроизведение метафоры, уподобляющей пленительную прелесть женщины колдовской песне Сирен.

Один из пары идентичных золотых колтов. Киев. XI-XII века.
Один из пары идентичных золотых колтов. Киев. XI-XII века.

Вопреки распространенному заблуждению, нет никаких оснований думать, что эти Сирены-Сирины принадлежат славянской мифологии. Нет, Сирены попали на Русь с византийской модой и византийской ученостью. Мода на золотые колты не пережила монгольского нашествия, а вот литературная традиция оказалась очень устойчивой, и Сирены, вместе с другими «елинскими баснями», обосновались в русских Физиологах и Азбуковниках - своего рода средневековых энциклопедия - до XVII века, и уже из них переселились в фольклор и лубок. Возможно, именно благодаря консерватизму средневековой литературной традиции, хранившей этот образ веками, мы встречаем его в XIX веке практически не изменившимся:

Птица Сирин святаго и блаженнаго рая. Аще человек глас ея услышит, пленится мысльми и... дондеже пад умирает, гласа ея слышати не престает.

гласит подпись к лубочной картинке начала XIX века. «Доднеже пад умирает» можно истолковать так, что раз услышав прекрасное пение Сирин, человек слышит его всю оставшуюся жизнь, и навсегда остается причастен райскому блаженству. Именно так трактуют этот образ некоторые Азбуковники, считая Сирин аллегорией, например, божественного откровения, освещающего душу и жизнь человека светом благодати. Но чаще само пение и становится причиной смерти. Как писал протопоп Аввакум:

Человек же слышавше забывает от радости вся видимая и настоящая века сего и вне бывает себя, мнози же и умирают слушавше, шествуя по ней, понеже красно и сладко пение, и есть не захочет горюн, от желания своего.

То есть образ Сирин заключает в себе странное и интригующее противоречие: птица, прилетающая из «блаженного рая», оказывается существом опасным и, даже, вредоносным, так что люди, живущие «в странах индийских, соседствующих с блаженным местом райским», завидев Сирин, пытаются отпугнуть ее шумом. Эту амбивалентность Сирин унаследовала от античных Сирен, вместе с именем и внешностью. Ведь, если у Гомера Сирены — демонические существа, однозначно злокозненные и отталкивающие:

Кто, по незнанью, к тем двум чародейкам приближась, их сладкий
Голос услышит, тому ни жены, ни детей малолетных
В доме своем никогда не утешить желанным возвратом:
Пением сладким сирены его очаруют, на светлом
Сидя лугу; а на этом лугу человечьих белеет
Много костей, и разбросаны тлеющих кож там лохмотья.
Одиссей и Сирены. Краснофигурный кратер. Греция V-IV века до н.э.
Одиссей и Сирены. Краснофигурный кратер. Греция V-IV века до н.э.

то у Еврипида в «Елене» они — плакальщицы, чья печальная, но красивая песнь это жертва душам, ушедшим в царство Аида, и утешение, смягчающее скорбь оставшихся:

Девы крылатые!
Дети земли, сюда!
Сюда, о сирены, на стон
Песни надгробной, девы,
С флейтой ли Ливии
Иль со свирелью вы -
Слезного дара жду
Скорби взамен моей:
Муку за муку мне,
Песню за песню мне
В сладком созвучии!
Пусть Персефона примет от нас
В темном чертоге своем
Жертву рыданий для милых,
Милых усопших.

Сирена с надгробного памятника. Греция. IV век до н.э.
Сирена с надгробного памятника. Греция. IV век до н.э.

Именно в качестве плакальщиц и проводников душ в загробный мир изображали Сирен на аттических надгробьях в эпоху классики. И в это же время Платон в X книге своего «Государства» описывает устройство космоса, помещая на восемь вращающихся небесных валов восемь Сирен. Их пение и есть та самая «музыка сфер», передающая божественную гармонию мироздания. Но созерцать механику Вселенной и слушать песни Сирен могут лишь блаженные души в посмертии.

Античность не слишком заботилась о согласовании гетерогенных образов собственной мифологии, но в Средние Века христианские ценители эллинской премудрости «сшили» птицу Сирин из всех противоречивых описаний древнегреческих Сирен, какие им были известны. Потому Сирин - птица «блаженного рая», но песнь ее печальна и несет смерть. И в таком виде средневековые сборники и антологии передали ее народной сказке и лубку.

Алконост и Сирин. Лубок. Россия. XIX век.
Алконост и Сирин. Лубок. Россия. XIX век.

Все сказанное относится к происхождению птицы Сирин от древнегреческих Сирен, но что, если мы попробуем так же проследить их происхождение?

Сирена. Греция. VI век до н.э.
Сирена. Греция. VI век до н.э.

В V-IV веках до новой эры изображения Сирен встречаются довольно часто не только в упомянутых уже надгробных памятниках, но и в краснофигурной вазописи. В период архаики (вторая половина VIII-VI век до н.э.) Сирен также изображали на надгробиях, на керамических сосудах «ориентального стиля», или в виде небольших фигурок из терракоты. Но вот в искусстве «геометрического периода» (IX – первая половина VIII века до нашей эры) я не встретил ни одного изображения, в котором можно было бы их опознать. В росписях огромных «дипилонских» амфор - которые могли служить как погребальными сосудами для праха умерших, так и надгробными памятниками - есть сцены оплакивания покойного, погребальные колесницы и другие изображения на тему смерти и погребения. Но ни на одной из них нет ничего похожего на Сирен.

Фрагмент росписи "дипилонской" амфоры. Греция. VIII век до н.э.
Фрагмент росписи "дипилонской" амфоры. Греция. VIII век до н.э.

А ведь эти сосуды найдены на том же кладбище Керамик у Дипилонских ворот древних Афин, что и надгробия классической эпохи, на которых Сирен можно увидеть довольно часто. Очевидно Сирены были заимствованы греками в какой-то другой культурной и религиозной традиции приблизительно в период ранней архаики (вторая половина VIII – VII век до н.э.). В это время греческая цивилизация после упадка «темных веков» и весьма скромных достижений «геометрического периода» начала бурно развиваться, активно взаимодействовала со всеми соседями по средиземноморскому бассейну, и охотно перенимала у них богов, культы, мифологических персонажей и иконографические мотивы. Греки не стеснялись подражать и заимствовать: влиянием искусства Египта объясняется, например, расцвет греческой скульптуры в архаический период. В торсах архаических куросов мы без труда узнаем древнеегипетскую пластику. Малая Азия и Ближний Восток тоже немало обогатили греческую мифологию и культуру. Но след Сирен ведет нас именно в Египет, где как раз c VIII века до н.э. появляются поселения греческих торговцев и наемников. Именно в это время в древнегреческое искусство проникает образ Сфинкса, которого греки «подсмотрели» у египтян, но переосмыслили как опасную демоницу-душительницу Сфингу. И там же они могли видеть традиционное для культового искусства Древнего Египта изображение Ба — одной из сущностей, составляющих человека в его духовно-телесной целостности — птицу с головой человека.

Изображение Ба в росписи гробницы эпохи Нового Царства. Египет. XII век до н.э.
Изображение Ба в росписи гробницы эпохи Нового Царства. Египет. XII век до н.э.

Если искать аналог древнеегипетскому Ба в привычных нам понятиях, то точнее всего будет определить его как «душу». Именно Ба, покинув тело, летит в загробный мир Дуат, чтобы присутствовать на суде, где решается, насколько праведно жил покойный и достоин ли он бессмертия. И если умерший оправдан судом Осириса, то Ба возвращается к телу с этой радостной вестью - птица с человеческой головой, прилетевшая из загробного мира.

Ба возвращается к умершему. Иллюстрация из "Книги мертвых". Египет. XIII век до н.э.
Ба возвращается к умершему. Иллюстрация из "Книги мертвых". Египет. XIII век до н.э.

Возможно и это еще не самый исток образа Сирин, и можно продолжить поиски в еще более отдаленном прошлом - в неолитических культурах средиземноморского бассейна 4-8 тысячелетий до нашей эры. Но, боюсь, в этих сумеречных глубинах преистории очертания образа станут совсем зыбки и придется их скорее угадывать, чем узнавать. В любом случае, лично моя художественная эрудиция на этом исчерпана. Но если вы, уважаемые читатели, найдете что добавить к сказанному, или что возразить — я буду рад прочесть ваши комментарии.

"Птица Сирин и птица Алконост". Виктор Васнецов. Россия. 1896 год.
"Птица Сирин и птица Алконост". Виктор Васнецов. Россия. 1896 год.

Птицы
1138 интересуются