Что мы можем видеть, созерцая икону? А на неё не получится просто "смотреть" -её можно именно "созерцать", причем - неспешно и сосредоточенно.
εἰκών — «о́браз», «изображение», некий "лик", идея. С точки зрения отца П. Флоренского - первые иконы появились ещё в Египте и предполагались как запечатление идеализированных черт усопшего. Но при этом, икона- олицетворение истинной жизни и она наполнена светом и красками. Даже самые аскетичные изображения святых - к примеру, лик Иоанна Крестителя, всегда наполнен цветовой насыщенностью.
"Безо всякого сомнения, мы имеем здесь две тесно между собой связанные стороны одной и той же религиозной идеи: ведь нет Пасхи без Страстной седьмицы и к радости всеобщего воскресения нельзя пройти мимо животворящего креста Господня. Поэтому в нашей иконописи мотивы радостные и скорбные, аскетические, совершенно одинаково необходимы. Я остановлюсь сначала на последних, так как в наше время именно аскетизм русской иконы всего больше затрудняет ее понимание." (Е.Н.Трубецкой, "Умозрение в красках")
Традиционно считается, что есть несколько ступеней постижения иконы, прочтения её . Это
- дидактический,или буквальный, когда мы можем прочесть события со стороны Писания и Предания;
- символический, когда человек способен постичь аллегории, недоступные для первичного взгляда;
- мистический: лица и события, изображенные на иконе, напоминают человеку созерцающему о своём действительном присутствии (не сущностно, но в актуальности, соответствует греч.термину «энергия»);
- связанный с мистическим, литургический аспект, мы способны воспринять икону как часть «неба на земле».
Любая деталь в изображении служит единому целому, в том числе, символика цвета. Дионисий Ареопагит в IV веке разработал основные каноны использования цветов и их значения. Вишнёвый - объединяющий в себе красный и фиолетовый - как начало и конце спектра (Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель, Откровение апостола Иоанна 1:8) - символ самого Христа. Красный - цвет крови Христа, а также -символ царственности в Византии. Белый цвет-символ святости и простоты, а золотой связан с образом "фаворского" света, с Преображением Господним на горе Фавор. Голубой - цвет вечного мира, неба, зелёный - символ Святого Духа и вечной жизни.
#искусство #эстетика #иконопись #культура