В 1890-е годы поляк Крачковский едет в Крым, где пишет картины в Ливадии, Массандре и Ореанде, исполняя многочисленные заказы русской знати и императорской семьи. Вероятно, это было одновременно свадебное путешествие. Недавно он женился на дочери архитектора Беккера и был абсолютно счастлив. Мотивы южной весны с её яркими красками цветущих деревьев, роскошных южных цветов, с её мягкими тонами неба и далей отныне заполняют его картины. «Весна в Крыму» среди них кажется довольно скромным произведением и «отличается особою нежностью тонов, мягкостью воздушной дымки, овевающей даль, и силою непосредственного настроения» (так писал о работах художника журнал «Нива»). Пустынный берег, покрытый первой зелёной травой, и дорожка, ведущая к морю, которое выглядит ещё холодным из-за серо-голубых тонов. Молодая женщина (возможно, жена художника), опёршись на глинобитную стену, смотрит вниз, на морские волны, не замечая ни деревьев в роскошном розовом цвету слева, ни парусников на горизонте. О чём думает она? Пожалуй, лучше ответить стихами поэта Дмитрия Кленовского, сына Иосифа Крачковского и Веры Беккер, который также страстно любил природу, как и его родители:
Бродя весной по солнечным дорогам,
Что паутинкой по холмам легли,
Так хорошо беседуется с Богом
В скупых просторах неба и земли.
Он слышит всё. Он отвечает редко:
Дыханьем ветра, шелестом травы,
Да иногда черемуховой веткой
Совсем легко коснется головы…
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Ио́сиф Евста́фиевич Крачко́вский (1854, Варшава — 1914, Канедабия на озере Комо, Италия) — российский живописец-пейзажист польского происхождения. Родился 3 июля 1854 года в Варшаве (в некоторых источниках — в Петербурге) в мещанской семье. Императорскую академию художеств начал посещать с 1871 года в качестве вольноприходяшего ученика; главным его наставником был профессор барон М. К. Клодт. В 1878 был удостоен малой золотой медали за картину: «Утро», а в следующем году — большой золотой медали и звания художника 1 степени за картину «Вечер». В 1880 был отправлен на казённый счет за границу для дальнейшего совершенствования.Посетил Берлин, Дюссельдорф, Мюнхен, Милан и Мадрид, поселился в Париже и совершал оттуда поездки с художественной целью. Вернулся в Санкт-Петербург в 1884; за свои работы, исполненные за границей, был признан академиком. В 1913 году он вошёл в Общество А. И. Куинджи. Умер 18 апреля 1914 года в местечке Каденабия на озере Комо, Италия. Похоронен на Смоленском православном кладбище; могила утрачена. С 25 октября 1889 года женат на Вере Николаевне Беккер, дочери архитектора Николая Фёдоровича Беккера. Отец поэта Дмитрия Кленовского. Из его многочисленных пейзажей лучшими считаются «Зимний вид в окрестностях Петербурга» (1887); «Вечер»; «Сумерки» (1887); «В конце лета» (1889), «Перед грозой», «Крымский пейзаж» и некоторые другие. Произведения художника находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Сочинском художественном музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств.#ОльгаКраева