Найти тему
Чердак Умной Эльзы

Книги о раздельном обучении

Оглавление

Поступило мне на днях лестное предложение от читателя - написать о раздельном обучении. Но я пока воздержусь - тема огромная, а материалов пока маловато. Так что пока расскажу о книжках, где мальчики - отдельно, а девочки - тоже отдельно.

Мужские школы

Фрида Вигдорова "Мой класс" (1946 - 1949, первая публикация - 1949г.)

Обложка издания 1951 года. Обратите внимание на образ учительницы! https://rusbuk.ru/uploads/books/710489/7136e6dd0f7912369aeba74a4fc6bb4ed813c4a0Max.jpg
Обложка издания 1951 года. Обратите внимание на образ учительницы! https://rusbuk.ru/uploads/books/710489/7136e6dd0f7912369aeba74a4fc6bb4ed813c4a0Max.jpg

Первый послевоенный учебный год. Сентябрь. На занятия в мужскую школу спешат не только ребята, но и Марина Николаевна - выпускница пединститута. Это её первая школа и первый класс. Шебутной класс, и ребята в нем разные. Есть над чем работать:

"Как ни говори, война тоже виновата. Дети из Москвы уезжали, некоторые не одну школу переменили. Ребятам трудно приходится – и по хозяйству, и в магазин сходить, и за меньшими приглядеть. Тоже ведь и лето за плечами, позабыли всё. Ну, ничего, вспомнят понемножку!"

Книга написана от лица учительницы - очень увлеченной, вдумчивой. Но сколько у неё будет ошибок! И она будет искать, находить, сомневаться, пробовать.

У Вигдоровой прекрасный слог, неторопливый темп повествования. Можно, конечно, подсунуть книгу читающим школьникам, а можно взяться и самим почитать. Добрая и светлая книга про самую лучшую школу - советскую.

"Работа учителя поистине требует всего человека и в то же время делает его счастливым, потому что это большое счастье – видеть, как при твоей помощи растут и складываются новые люди, как зреет их мысль, как формируется характер"

Книга эта - о счастье. О мирном детстве с дружбой, спорами, открытиями. Мужская школа здесь - просто данность. Реальность того времени.

А вот книга Альберта Лиханова "Мужская школа"- как будто из совсем другого мира. Из другой, не глянцевой советской страны. С драками, травлей, матерщиной. После войны подростковая преступность выросла. Мальчишки воровали, дрались, сбивались в агрессивные стаи.

Мы до конца четвёртого класса стыдились материться, не умели грубить и не знали, что в этой жизни надо от кого-то защищаться. И вдруг разом всё рухнуло - я перешёл после начальной школы в мужскую, среднюю и оказался в совершенно иной среде. То, что ещё вчера было хорошо, стало плохо. Достоинства обернулись недостатками.
Я, например, не умел материться - ругаться нецензурными словами, потому что от меня этого раньше никто не требовал, - напротив, это грозило наказанием. Теперь же меня за моё неумение высмеивали новые одноклассники.
Раньше учиться хорошо - было достоинством, теперь хороший ответ у доски высмеивался, слово «отличник» имело в новой школе ругательный смысл.
Я совершенно не умел драться, это тотчас каким-то неуловимым образом определила новая среда моего обитания, и меня спровоцировали на драку после уроков, «косалку», как это называлось (драка один на один, бой двух несмышлёных гладиаторов под улюлюканье и комментарии зрителей).

Читать сначала тяжело. Да, прекрасный, образный, узнаваемый слог, много примет времени, и ты вживаешься в уязвимую шкурку хорошего мальчика, оказавшегося в состоянии жесткой травли. Но герой сохраняет себя как личность. Трудно, но упорно он отстаивает себя. Через одиночество и через поиск "своих". Постепенно появятся друзья.

Книга была написана в 80-е, и в ней уже упоминался Сталин, напрочь неизвестный детям 60-70-х, Лиханов пишет об однокласснике - верующем из беспоповцев, и о врагах народа... (В книге есть не совсем приличная сцена, за которой герой застукал учителя и вожатую. Так что смотрите, прежде чем давать почитать книгу ребенку).

При этом у Лиханова нет той частой конъюнктурщины 80-х - 90-х об ужасах сталинского времени. Спокойно, как очевидец - было вот так. Впрочем, почему - как? Он был очевидцем. Повесть - автобиографическая. И она не устарела. В ней много света и надежды.

У книги есть предыстория - "Магазин ненаглядных пособий". Школа ещё смешанная, но тоже шебутная. Но "Магазин" не в пример веселее и оптимистичнее.

Женские школы

Герман Матвеев "Семнадцатилетние" (1954г.)

В послевоенную ленинградскую женскую школу возвращается учитель. Фронтовик. Убежденный сторонник воспитания по Макаренко. А класс ему достаётся непростой - 10, выпускной.

— Считаю своим долгом предупредить вас — класс маленький, необычно маленький, но трудный. Девицы разболтаны. Бывшая воспитательница вела класс три года, и они к ней очень привязаны. Вас ждет скрытое сопротивление и, может быть, сюрпризы…
Учитель с удивлением взглянул на директора, но промолчал.
— Этим классом мы много занимались, — продолжала Наталья Захаровна. — Вообще-то они способные и не глупые, но взбалмошные и с большим самомнением. Но виновата все-таки Зинаида Дмитриевна. Она их распустила. Излишне много опекала, хвалила, многое спускала. В классе круговая порука… Почти все девочки прожили здесь блокаду…

Целый класс непростых девочек - из благополучных семей, где папа - контр-адмирал и из тех, что живут скромно, на небольшую материнскую зарплату. Единственные дочки и старшие в семье, несущие ответственность за младших. Знающие, кем хотят быть и не определившиеся. Будут ссоры, споры, но и важные совместные дела - организация новогоднего карнавала, субботники на заводе, чтобы заработать на юбилейный подарок для любимого учителя, комсомольские дела, первая любовь - для кого-то счастливая, для кого-то нет.

Исключительно интересно читать про школу, про то, как она была организована. У девочек, кстати, есть урок психологии и... учительница психологии не может наладить с ученицами диалог! Проблемы учителей школы - учебные и личные: в любом коллективе найдется интриган, а то и не один... Местами рассуждения о школе, о целях обучения ну очень актуальны даже сейчас.

Люблю эту книжку, читала не раз, и, видимо, вернусь ещё.

У книги есть продолжение - "Новый директор" (1961г.). Очень "Оттепельная" книга. Главный герой - всё тот же учитель, теперь ставший директором вполне разнополой школы. Впрочем, проблемы у этой школы более чем современные...

Любовь Воронкова "Старшая сестра" (1955г.)

-3

Я уже писала про эту книгу отдельно (ссылка будет в конце статьи), поэтому здесь расскажу очень коротко. У Зины хороший, дружный класс. У Зины хорошая, правильная семья - папа-рабочий, мама-домохозяйка, младшие брат и сестра. Но случилось несчастье - мама умерла. И Зина берёт на себя всю работу и ответственность взрослой женщины. А Зине - 13 лет.

В этой книге класс и школа всё же второстепенны, в книге больше пишется о домашней жизни Зины. Но и вся школьная риторика, все представления о норме прописаны у Воронковой, как всегда точно и живо. Особенно когда Зина совершила тяжкое преступление против пионерских законов - пошла святить кулич. Не по своей воле - но ведь пошла! И какой же суд устраивают нежные тринадцатилетние девочки!

Но тем не менее - книга о настоящей дружбе. Книгу можно читать уже ради Фатьмы, подружки Зины - очень зрелой психологически личности.

Все четыре книги - образец хорошей, качественной литературы. Безусловно, они несут на себе печать времени - но все они о детях, о людях, а значит, актуальны до сих пор. Все книги вполне можно подсунуть и современным школьникам. Но взрослыми они будут прочитаны с особым интересом. Рекомендую - каждую.

Мне было приятно рассказать вам о старых, и, возможно, забытых книгах. А если я забыла какую-либо книгу о раздельном обучении в 1943 - 1954 гг. - буду рада, если вы мне об этом напишете. Оставайтесь с Умной Эльзой, а я найду для вас ещё что-нибудь увлекательное!

#что почитать #детская литература #советская литература #советская школа #раздельное обучение #семья и школа

Хобби
3,2 млн интересуются