Найти тему
Daily Top

Почему не все православные страны признают чудо Благодатного огня

Какой современный православный не знает о благодатном огне, снисходящем накануне Пасхи в храме Гроба Господня. Телевидение транслирует чудо в прямом эфире, специальный самолёт доставляет его в Россию, в ту самую, в которой до девяностых годов прошлого века никогда не признавали чуда этого огня.

Да, в царской России, где православие было государственной религией, ни церковные иерархи, ни император, который был главой Российской православной церкви, не считали благодатный огонь чудом.

Ещё в 40-е годы 19-го века Николай Первый направил в Иерусалим делегацию священников с целью проверить слухи о благодатном огне. Вернувшись, они доложили царю, что после изучения подробностей они пришли к выводу, что этот пиротехнический аттракцион устраивают греческие священники.

В конце 19-го века основатель и первый глава Русской Духовной Миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский) писал в своей биографической книге: «Иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию, сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает, и так Благодатный огонь не есть чудо. Об этом сам он говорил мне сегодня».

-2

Сомнения в том, что христианское чудо может совершаться автоматически, в определенный день и время, чуть ли не специально для трансляции по телевидению, бытуют среди православных богословов давно.

Например, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, будучи студентом Ленинградской духовной академии, присутствовал 9 октября 1949-го года на докладе профессора, выдающегося историка и литургиста Николая Успенского «К истории обряда Святого огня, совершаемого в Великую субботу в Иерусалиме». Гипотеза профессора сводится к тому, что формирование мифа о чудесном огне началось около 900-х годов и оправдывалось нуждой в «укреплении веры».

Успенский заметил, что в описаниях Гроба Господня и записках паломников ранее 9-го века упоминания о схождении огня отсутствуют. Их не оказалось и в других источниках, которые описывали храм в 9-м веке. Недаром историки и датируют возникновение предания о его сверхъестественном происхождении примерно тем же периодом – временем, когда Иерусалим попал под власть мусульман, обращавших христианские храмы в мечети. В принципе, это подтверждает версию Успенского, что благодатный огонь потребовался для «укрепления веры».

-3

В самом христианском мире отношение к чуду Благодатного огня тоже местами было скептическое. В 1238-м году папа Григорий IX отказался признавать его чудесную природу, с тех пор Римская католическая церковь придерживается мнения, что благодатный огонь – «фокусы восточных схизматиков». Не признают «фокусы» и другие христианские церкви, включая православную армянскую. Греческий патриарх Иерусалимский Феофил тоже никогда не говорил, что это чудо. Даже когда его прямо спрашивали об этом, он переводил разговор на другую тему, и вообще избегал говорить про самовозгорание.

Что характерно, в советское время священники созданной Сталиным РПЦ относились к благодатному огню так же, как их предшественники при царе – никак. Доказательством может служить тот факт, что советская антирелигиозная пропаганда совершенно не упоминала о нём, а нужно отдать ей должное – она любила разоблачать «чудеса».

Примечательно, что тема Благодатного огня как чуть ли не самой важной части православной веры совпала с началом туристического бизнеса в Израиль в девяностые годы. Странное совпадение, не правда ли?