Продолжу тему, начатую в предыдущей статье. Теперь – не только о генах.
Снижение тревоги и эйфория, которую вызывает алкоголь, формируют мощный условный рефлекс и прочную психическая зависимость. Классическая ситуация: пришёл с работы, «своё стране отдал, устал, имею право» - и хлопнул. Четыре-пять повторений – и условные рефлекс готов, как у собачек Павлова. Дальше идёт постепенное, часто незаметное повышение дозы, особенно если есть генетические предрасположенности (см. статью). Особенность тут такая: если человек «хлопает» нечасто, то условный рефлекс не вырабатывается; он появляется, если его подтверждать через небольшие промежутки времени, например, через день-два.
Во-вторых, будучи нейротоксином (ядом, оказывающим действие на нервную систему), этанол нарушает работу нервных клеток и вынуждает мозг приспосабливаться к работе в условиях алкогольного отравления. Чем чревато? Когда человек концентрацию этанола снижает («хватит, а то с работы выгонят, и рожа что-то окривела»), но мозг-то уже перестроил работу на новый, алкогольный лад. В оболочках нервных клеток появилась куча рецепторов на спирт, и они требуют удовлетворения. Поэтому начинается тяга к выпивке.
Далее. Нервные клетки или нейроны общаются между собой с помощью химических сигналов. Каждый нейрон посылает соседям сигнал, а другие нейроны воспринимают их через рецепторы и снижают или увеличивают свою активность. Можно выделить главные химические вещества, важные в формирование алкогольной зависимости.
Во-первых, знаменитые серотонин и дофамин — «гормоны счастья». Хорошие гормоны, правильные (см. статью). Они отвечают за положительные эмоции при употреблении алкоголя, а также за формирование поведения, направленного на поиск новых доз.
В частности, алкоголь подавляет синтез серотонина и блокирует функции уже имеющегося в организме гормона. Возникает риск возникновения абстинентного синдрома — физического и психического расстройства (ну когда очень худо!). Противостоять этому синдрому, как правило, получается лишь с помощью очередной порции спиртного…
А что с дофамином? Для его восприятия в клетках тоже есть белки-рецепторы. И вот опять генетика (!): изменение (мутация) дофаминового рецептора DRD2 влияет на предрасположенность к алкогольной зависимости. Она снижает активность дофаминового рецептора и побуждает человека к повторному употреблению алкоголя.
Еще два вещества — гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) и глутамат, они отвечают за снижение тревоги и умственных способностей при применении этанола. ГАМК — основной «тормоз» мозга, а этанол способствует усилению его эффекта. Глутамат, напротив, основное возбуждающее соединение, но этанол снижает его высвобождение. Результат – человек начинает медленно и долго соображать, реакция замедляется; а если за руль сядет, то совсем беда.
И вновь генетика. Есть ген под научным названием MAO-A, он определяет белок, который расщепляет дофамин и серотонин. Данный ген также изменяется, как и другие, что вызывает психические расстройства, в том числе и склонность к алкоголизму. Один из вариантов данного гена, называют «геном воина». Он связан с антисоциальным, буйным поведением, которое усиливается алкоголем. Наверное, многим знакомы такие «герои»: пара рюмок – и он уже крутой, ко всем задирается, грубит...
Помимо описанных генов весомый вклад вносят также многие другие. Важно, что эффект большинства из них выявляется только в конкретных популяциях, например только у европейцев или только у азиатов. Например, размер печени или конституция тела, которые в какой-то мере определяют переносимость алкоголя. Например, люди, склонные к полноте (эндоморфный тип) зачастую легче переносят опьянение.
Алкогольная зависимость относится к вариабельным признакам, из которых только 50% отводится родителям на воспитание ребенка без тяги к алкоголю. Получается, что ½ часть родительской ответственности относится к генетике, а другая доля – к основам воспитания ребенка. Если человек превратился в алкоголика, то получается, что ген сработал, а остальную «доводку» выполнило окружение.
В конце-концов, установить диагноз алкогольной зависимости для новорожденного ребенка никто не сможет. Человек принимает самостоятельное решение, нужно ему становиться зависимым от спиртного или нет. Но когда он сам должен решать, то является ли это патологией? В основном это относится к поведению, которое мало поддается исследованию.
Итак, на вопрос «передается ли алкоголизм генами?» мы можем сказать так: многое зависит от того, какие варианты генов «сошлись» у конкретного человека. Мы, в конце-концов, точно узнаем, какие гены и их варианты определяют склонность к алкоголю. Труднее с социальными факторами. Они размыты, их огромное количество и у каждого человека они преломляются по-разному.
Так что лучше не злоупотреблять, сограждане. На том и закончу. Если вам было интересно и полезно – чиркните лайк!