Найти тему

"К сожалению, Русь наша – крещёная, но недостаточно просвещённая"

Проповедь протоиерея Димитрия Смирнова на Великую Субботу Страстной седмицы о крещении и просвещении людей наших. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы, 14 апреля 2012 года.

В Великий пост и всё богослужение было построено Церковью так, чтобы те люди, которые готовились ко крещению, прошли определённый путь, учебный. Вера передавалась из уст в уста. Сначала апостолы поверили Христу, а потом ученики апостолов поверили апостолам. И так вера передавалась из уст в уста до наших дней, но с некоторых пор этому делу проповеди Христа стало помогать и книгопечатание. Изначала, конечно, слова Господни переписывались от руки, только большие храмы могли иметь такую дорогую вещь, как Евангелие. Потом в Европе с Гутенберга, а у нас с Ивана Фёдорова началось книгопечатание, и уже в начале XIX века Священное Писание было переведено и на русский язык, стало широкодоступным. Теперь с помощью электронных средств каждый человек, где бы он ни жил, может достичь Священного Писания. Мы не должны этим пренебрегать.

К сожалению, Русь наша – крещёная, но недостаточно просвещённая. Крещение в книгах церковных именуется просвещением, потому что крещение без знаний нашей веры человеку мало что даёт. Это как семя, которое лежит на подоконнике на веранде. Пока мы его не посадим в землю, причём плодородную, удобренную, изрядно политую водой, оно не принесёт урожая, так и для большинства людей, для десятков миллионов людей, то семя крещения, которое они получили, остаётся без всяких плодов. Господь про это сказал, предвидя это: Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь (Мф. 7, 19). Действительно, какой рачительный хозяин на своём огороде будет держать дерево, которое не приносит плода? Хотя бы пусть на дрова, хоть какой-то с этого будет толк. Так и человек крещёный, но не просвещённый, ещё не является христианином. Ученик Христов – это тот, кто научился от Христа через книги, через Церковь, которая есть не только врачебница, но и есть учительница народа, он должен обязательно просветить сначала свой ум, а потом своё сердце. В древности церковных книг, конечно, было очень мало, они были недоступны, таким образом Святая Церковь через богослужение учила людей. Всё богослужение, если в него вникнуть, имеет огласительный и катехизаторский смысл. Наш русский народ первые семьсот лет после своего крещения единственный источник знаний имел только от богослужений. Уже потом появились Ломоносов, Державин, Пушкин. Нам даже трудно себе представить, что первая российская азбука была создана вообще в восемнадцатом веке. Это совсем рядом. Это не значит, что до этого не было людей грамотных. Конечно, были, но это были обычно князья, попы, как самые грамотные люди. Они являлись учителями народа, но основная масса не знала грамотности. Через слово церковное, через те книги, которые вслух читали в церкви, люди просвещались. До семнадцатого века проповеди в церкви не было, читали специальные церковные книги. Они назывались “Толковое Евангелие”, для того чтобы простой крестьянин мог не только слышать слово Божие, но и мог растолковать его. Толковые Евангелия содержали в себе поучения великих учителей церкви – Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и других. Ещё в девятнадцатом веке 84 процента населения русского были крестьянами. Крестьянин – это христианин. Ведь они называли себя не землепашцы, хотя были именно таковыми, а именно крестьянами. Так как в русском языке слова “крест” и “Христос” звучат, как однокоренные, возникло такое слово, как “крестьянин”, в котором одновременно слышится и “крест”, и одновременно “Христос”. Это так удивительно, что в нашем языке таинственно, но богословски очень оправданно, эти два великих слова слились.

Всё богослужение Великого поста подходило к этому дню Великой Субботы. Во время Великой Субботы над людьми, которые в течение поста готовились к крещению, совершали святое крещение. Почему мы сегодня надели белые одежды? Потому что крещение людей всегда совершалось в белых одеждах в знак полученной новокрещёным человеком чистоты. Вся греховная жизнь осталась в том периоде, до крещения. Крестили, конечно, во основном взрослых людей. У нас тоже в Церкви был период в начале девяностых годов, когда мы крестили взрослых гораздо больше, чем младенцев, в два-три раза. Принесут одного младенца и полтора десятка взрослых приходят, хотят креститься. Мало ещё что тогда понимали. Кому могли, мы давали какие-то книги, пытались как-то наставлять. Что с ними стало за это время, трудно сказать. Надеемся, что возможность просвещения сейчас ни для кого не закрыта. Тогда эти вновь крещёные люди крестились не в храме, а в отдельно стоящем здании, называлось оно баптистерий, от греческого слова “ваптизо” – “крещу”. Мы тоже построили тут рядом через одно здание, сейчас мы его украшаем мозаикой, баптистерий, где мы будем крестить взрослых людей. Потом эти новокрещёные люди в белых одеждах в сопровождении всей Церкви, а Церковь — это собрание учеников Христовых, со свечами приходили к вратам храма. Царскими вратами назывались не эти врата, а врата в храм, где начинали пасхальную службу. Эти новокрещёные люди впервые, как полноценные и полноправные христиане, входили в храм. До этого им не разрешалось в храм входить. Они стояли в первой части храма, которая именуется притвором. Когда был возглас «Оглашенные, изыдите!», они выходили, потому что они были оглашенные, их ещё только оглашали, учили вере. А уже перед самым крещением, перед Великой Субботой, вы тоже это слышали, возглас на литургии Преждеосвященных Даров: “Елицы ко просвещению, изыдите”. Те, которые готовятся к просвещению, потому что крещение – это есть знак того, что человек уже просвещён верой христианской. Наш крестный ход возник из этого древнего обычая. Поэтому сегодня на Литургии вместо “Святый Боже” мы поём: “Елицы во Христа крестистеся”. Те, которые крестились в Иисуса Христа, крестились в Его смерть, то есть они приняли жертву Христову, они умерли для греха и воскресли в новую жизнь со Христом. Это нам напоминание о том, что мы должны умереть для греха и жить со Христом для вечной жизни.

Дорогие братья и сестры! Мультиблог - большой многолетний проект протоиерея Димитрия Смирнова для распространения его слова. Также по благословению отца Димитрия здесь публикуются проповеди и выступления священников, разделяющих его взгляды. Для того чтобы для вас ежедневно выходил качественный материал, работает большая команда людей. Почти для всех это основная работа. Поддержите дело батюшки Димитрия, сделайте посильное пожертвование. Это поможет так же активно функционировать и развиваться нашему блогу.
Мультиблог существует только благодаря вашей поддержке. Мы очень нуждаемся в вашей помощи для продолжения этого миссионерского проекта.

#страстная неделя #страстная суббота #пасха #иисус христос #воскресение христово