Дело было в том самом гарнизоне «Победа» в котором автору посчастливилось стрелять с самого что ни на есть настоящего раритета ИС-3 (о чём здесь).
Шёл 1991-й год, последний год СССР. Находились мы на войсковой стажировке, разбросанные кто где. Я с троими соратниками стажировался в «крае вечнозелёных помидоров», как любя называли его бывалые, а проще если – Забайкалье.
Был там на границе с Китаем гарнизончик, состоявший из двух ОПулАБов (отдельный пулемётно-артиллерийский батальон). Зачем он там стоял, я рассказал в том-самом опусе про ИС-3.
Так вот, мы, как стажирующиеся курсанты, ходили там в караул «дублёрами начальника караула» - ну то есть неуставными хвостиками того самого настоящего начкара. Дабы опыт перенимать и всё такое. Естественно, официально мы в карауле не числились, в постовую ведомость не вносились, оружие никакое не получали. Смотрели что да как, да начкара развлекали и помогали по мере сил.
Выпала моя очередь дублёрствовать. А начкаром заступал тов. страшный старший лейтенант Зайцев, как щас помню. Миномётчик он был, толи командир огневого взвода, толи даже батарею возглавлял. Ну всё чин-чинарём - подготовка, караульный городок, развод суточного наряда… здравия желаем, все дела.
После развода начкар мне и говорит – веди мол караул до караульного помещения, я сейчас подъеду. И садится на свою модный мотик «Иж планета Юпитер», и скрывается в сизом дыму его.
Ну ясно - понятно, повёл. Идти там минут 10 с перекурами. Подошли, построились, ждём. Час ждём, два ждём… В итоге, забегая вперёд скажу, что начкара того я увидел аж только через трое суток 🤦♂️.
Ну сменяемый караул, ясно дело волнуется шибко – смена под угрозой, надо же по домам и казармам. Короче принимаю я караул, в постовых ведомостях так и пишу – дублёр мол такой-то. Ну и несу службу дальше – как говорится бодро и ничем не отвлекаясь. Проверяющие всякие приходят, щёки надувают, где начкар спрашивают. А я им - так мол и так, с минуты на минуту ждём 🤷. А кто говорят начкар – то? Зайцев? Ааа, ясно. И уходят загадочно молчаливо.
Много нового я узнал за этот караул. Как оно в войсках-то на дальних рубежах происходит. Узнал, например, что боец средней комплекции запросто помещается в подставку для обуви, в сушилке стоящую. И спит там может и без удобств, но вполне себе крепко. И найти его при построении очередной смены на посты без подсказки разводящего очень даже проблематично.
А после одной из ночных смен, при возвращении с поста один караульный – толи азербайджанец, толи армянин (в том гарнизоне русских бойчишек было не больше 30%), ложит мне на стол два пустых магазина и говорит – патроны дай насяльника! Мои мол совсем кончились. А я ему – куда же они кончились, рядовой? А он – тэнь, тэнь была на посту, стреляль много, боялся 😳. Дальний сектор караула был километрах в пяти, за сопкой – там хоть из пушки стреляй, не услышишь. Ну и лампочек там совсем почти не горело, а те что горели, подвергались беспощадному обстрелу часовыми – от скуки, и потом уже опять не горели. Как-то вот так 🤷.
Так я и «отнёс» всю службу, через сутки караул сдал и в роту родную вернулся с вверенным подразделением. Только вот патронов мало осталось…
А тов. Зайцев три дня «зависал» в ближайшем городе Забайкальск (верстах в 80 от ППД). И угрызений совести никаких не испытывал. Ибо пару лет уже как пытался уволиться из рядов ВС СССР, но не пущали его, даже по дискредитации – с этим трудно было в то время, непатриотично и всё такое. Вот он отчаянно воинскую дисциплину и нарушал, в надежде на то, что выгонят в конце концов…