На данный момент не существует специфических способов терапии болезни Шарко-Мари-Тута, но ученые непрерывно работают над разработкой лекарств от различных форм этого заболевания.
Болезнь Шарко-Мари-Тута (ШМТ) является одной из наиболее распространенных наследственных периферических нейропатий и встречается в среднем у 1 человека из 3300. Заболевание является гетерогенным и включает многочисленные типы и подтипы (типы 1-7 и Х-сцепленные формы) с общими симптомами характерными для прогрессирующей мышечной дистрофии. Тип 2 ШМТ (аксональный) вызывается мутациями в генах, вовлеченных в развитие аксонов моторных нейронов. Подтип ШМТ 2D возникает в результате мутаций в гене GARS1, который кодирует глицил-тРНК-синтетазу 1, играющую важную роль в нервно-мышечной передаче импульсов. Мутации в этом гене приводят к сбою взаимодействия с гистондеацетилазой 6 (HDAC6), за счет чего происходит активное деацетилирование тубулина и как следствие – нарушение аксонального транспорта белков.
Для того, чтобы оценить перспективы использования ингибиторов HDAC6 при ШМТ типа 2D, ученые использовали рыбок данио-рерио, которые зарекомендовали себя в качестве эффективной модели для изучения механизмов неврологических расстройств и поиска лекарств. Для имитации ШМТ типа 2D у рыбок был нарушен ген, являющийся аналогом человеческого GARS1. В результате у них проявились симптомы периферической нейропатии. Введение мРНК человеческого GARS1 на личиночной стадии позволяло восстановить нервно-мышечную передачу, что свидетельствует о высококонсервативной функции этого гена.
Ингибиторы HDAC6, в том числе тубастатин А и недавно синтезированный CKD-504, эффективно восстанавливали функцию нервно-мышечной передачи у модельных рыбок. Таким образом, эти препараты могут быть эффективны при заболеваниях, вызванных мутациями GARS1, таких как ШМТ и дистальная моторная нейропатия 5 типа.