Найти тему
Мособлдума

Digital ЖКХ. Это Подмосковье

Регион лидирует в сфере цифровизации в сфере ЖКХ

Комитет Мособлдумы по строительной политике, энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству провёл выездной круглый стол в Одинцово на тему внедрения цифровых технологий в сфере ЖКХ. Участники заседания осмотрели работу цифрового Центра управления сетями и ознакомились с работой офиса «Наш дом».

«Московская область активно реализует новые принципы управления и автоматизации процессов в жилищно-коммунальном хозяйстве и энергетике, - подчеркнул Игорь Коханый. - Сформированная цифровая сеть позволяет ускорить выявление аварийных и предаварийных ситуаций, спланировать ремонт и замену сетей, снизить коммунальную нагрузку на жителей. Внедрение цифровых технологий позволяет создать единое информационное пространство, которое объединяет жителей, управляющие компании, города и регион».

Так, в Подмосковье успешно функционирует Центр управления регионом и Ситуационно-аналитический центр энергетики и ЖКХ (САЦ).

Сервис позволяет повысить уровень информированности жителей за счёт уведомлений о датах плановых отключений отопления и горячей/холодной воды, обеспечивает мониторинг сроков подачи тепла по каждому многоквартирному дому. Это способствует повышению надежности ресурсообеспечения потребителей и повышает оперативность реагирования на внештатные ситуации и аварии.

«Ещё одна важная сфера, где активно идут процессы цифровизации — управление многоквартирными домами. В 2019 году в регионе начался массовый переход на новый электронный формат проведения общих собраний собственников жилья в МКД», - рассказал Игорь Коханый.

Благодаря внедрению портала ЕИАС ЖКХ новейшие электронные услуги в сфере ЖКХ (управление МКД, проведение онлайн-голосований, организация общих собраний собственников помещений и опросов в электронном виде) могут сегодня получать жители всей области.

Министр энергетики Московской области Александр Самарин отметил, что регион лидирует в сфере цифровизации в сфере ЖКХ.

Директор ГКУ Московской области «Агентство развития коммунальной инфраструктуры» Вадим Каретников отметил, что Московская область – это второй регион России по размеру энергосетевого и коммунального комплекса.

В ситуационный аналитический центр поступает информация обо всех авариях. Любые отключения автоматически поступают туда. К тому же ведется анализ соцсетей - поскольку информация там появляется быстрее, чем у диспетчеров. Также система принимает обращения граждан - в том числе через «Добродел». В сфере энергетики в год поступает порядка 29 тыс. обращений.

Он также отметил, что в настоящее время в регионе оцифровано более 300 тыс. объектов сетей электроснабжения, а также 200 тыс. – сетей тепло и водоснабжения.

В Московской области были оцифрованы процессы технологического присоединения (ТП). Сейчас заявку можно подать через региональный портал Госуслуг. Количество заключенных договоров на ТП в электронном виде в 2020 году составляло 92 тыс., а в 2021 году возросло до 130 тыс. Благодаря переводу в электронный вид существенно сократились сроки. Сейчас максимальный срок присоединения составляет до 7 дней. Ранее процесс мог занимать несколько месяцев.

В Московской области была запущена карта коммунальных услуг МКД  На ней представлена вся информация по управляющим компаниям, телефоны диспетчерской. С 2020 по 2022 год количество посещений карты составило более 2 млн.

Также запущен публичный телеграм-бот для жителей «ПЛАНОВЫЕ ОТКЛЮЧЕНИЯ МО», который информирует о плановых и аварийных отключениях. За 30, 7 и 1 день до начала плановых работ через него придёт уведомление.

Кроме этого, работает закрытый телеграм-бот для руководителей, который позволяет получать информацию об авариях в режиме онлайн.

Информация о плановых отключениях размещается и на Яндекс-картах. В описании МКД также можно узнать сведения об УК и сроке капремонта.

На Яндекс-картах размещается и информация об объектах «социальной газификации».

Работает приложение «Мобильный сотрудник». Сервис предоставляется сотрудникам «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» Московской области. В нем инспекторам поступают конкретные задания.

Цифровизация реализуется и в сфере обеспечения эксплуатации газового оборудования. Для слесарей разработано специальное мобильное приложение. Сформирован реестр квартир, по которым проводится мониторинг. В него вошло 1,7 млн объектов.

Заместитель генерального директора ПАО «Россети Московский регион» Алексей Каштанов рассказал, что с апреля 2021 года был запущен проект виртуального диалогового офиса. Это программное обеспечение, которое способно самостоятельно поддерживать онлайн диалог с потребителями. Оно позволяет получать справочную информацию о компании, о технологическом присоединении, транспорту электроэнергии и услугам энергоснабжения. В результате реализации проекта трудоемкость подготовки ответа на запросы, требующих письменного ответа, снижается с 2 часов до получаса, а на ответы, не требующих письменного ответа – с 20 до 6 минут.

Кроме этого, как рассказал Алексей Каштанов, на территории Московского региона запущена автоматизированная система управления мобильными бригадами («Цифровой электромонтёр»). В ней задействованы более тысячи бригад и 8 тыс. человек. Система позволяет:

оперативно планировать работу мобильных бригад и дистанционно выдавать задания;
дистанционно оформлять необходимые разрешения на выполнение работ с использованием электронной подписи;
автоматически формировать документы по итогам выполнения работ в электронном виде (протоколы диагностики, акты списания ТМЦ и др.);
контролировать перемещения и местоположения бригад и персонала.

Еще один проект – «цифровой двойник сети». Он ежедневно корректируется, дополняется, чтобы система могла рекомендовать диспетчеру, что ему нужно делать. Система мониторит отключения и повышает безопасность работы.

Первый заместитель руководителя Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» Владимир Шелухин рассказал о работе мобильного приложения «Проверки Подмосковья». Оно было запущено с марта 2020 года для управляющих организаций с целью проверки качества уборки и содержания общего имущества.

Еженедельно в приложении создаётся 130 тысяч заданий. В задании отражается проверочный лист, а ответы необходимо обязательно подтверждать фотографией.

В зимний период формируются задания по очистке кровель от сосулек, наледи.

Чтобы избежать фальсификаций, когда сотрудник просто загрузил данные, но по факту не проводил проверку, местонахождение телефона с установленным приложением предлагается отслеживать по геолокации. Если телефон находится на расстоянии более чем 1 км от объекта, или геолокация не определяется, возможность фотофиксации автоматически будет блокироваться. Через МЦУР будут модерировать выполненные задания.

В работе инспекции для проверок также используются дроны - они позволяют осматривать фасады и кровли.

Начальник Управления развития цифрового государственного управления Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Карапет Смбатян рассказал, что в 2021 году в ЦУР МО поступило 2,1 млн сообщений. Более 55% из них - через портал «Добродел».

Значительная часть обращений касалась уборки мусора. Сейчас ведется работа по сбору статистики по мусорным площадкам. Внедряется “умное” видеонаблюдение. Искусственный интеллект анализирует наполненность мусорных площадок. Это позволяет координировать вывоз отходов. Также ИИ отслеживает пожары, ДТП.

Предполагается также, что ИИ сможет анализировать наличие ям на дорогах, сосулек. Программа по распознаванию разрабатывается, ее планируется запустить к концу лета.

Подводя итоги заседания, Игорь Коханый отметил, что работа по цифровизации в сфере ЖКХ Подмосковья будет продолжена.

ЖКХ
2331 интересуется