Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

"Ребёнок говорит - значит он нормальный" - вовсе необязательно

Отсутствие речи и уж тем более серьёзные проблемы с ней неизбежно порождают вопрос: "А мой ребёнок вообще сохранен в плане интеллекта?"

Эти сомнения не берутся из ниоткуда. Этак ещё 100 лет назад "Не говорит - значит дурак" было вершиной психиатрической диагностики. Ситуацию более-менее смог преломить тест Векслера на интеллект, появившийся в 30-ых годах прошлого столетия, который включал НЕвербальные (то бишь, не словесные) задания и доказавший, что неговорящий человек вполне способен резво соображать в областях, не связанных с речью.

Но мнение, что без речи нет ума, до сих пор очень распространено. Специалисты всех мастей и областей постоянно твердят про "Не говорит - с 5-6 лет начнёт отставать интеллектуально". Я и сама, хоть и не специалист, часто такое говорю, так как во многом это правда: речи предшествуют рассуждения, а они ведь тоже из слов. И куда легче думать, делать какие-то выводы, если ты бегло владеешь языком.

картинка из открытых источников
картинка из открытых источников

Тем не менее, речь, хоть и очень важна в развитии интеллекта, не является всенепременным условием его наличия. Ага, вот такую крамолу я вам сегодня принесла :)

Я не люблю приводить какие-то личные примеры, так как частные ситуации - не показатель общей картины мира, но не могу не упомянуть один случай. С ним я столкнулась лично, упоминала его несколько раз в материалах и комментариях.

В детстве в одном со мной дворе жила девочка чуть старше меня. У неё, как я потом узнала, была олигофрения со средней степенью умственной отсталости (УО). Олигофрения была вызвана поздно выявленной фенилкетонурией - это такая наследственная болезнь обмена веществ, которая, если не диагностируется хотя бы до 2 лет, необратимо нарушает развитие мозга.

Вопреки широко распространённым на Дзене эротическим фантазиям, что такие дети чуть ли не без трусов бегают и на всех прыгают, насколько я помню, она вела себя довольно прилично, очень помогала родителям по дому физически (постирать, убрать, самостоятельно наварить борщи), сама ходила в магазин. Она закончила половину школы 8-го вида, где её научили читать, писать и простой арифметике.

"В чём же умственная отсталость?" - спросите вы. А в том, что это человек без капли дееспособности и критического мышления. Уровень развития на 5, возможно на 7, лет. Ну грубо говоря, вы её угостите конфеткой и она, может не сразу, а через полчаса, вам квартиру за 100 рублей продаст. Именно так проявляется недееспособность УО: это сверхнаивные люди, которых можно развести и подтолкнуть на что угодно.

Плюс специфическое поведение. Оно может быть социально приемлемое, но при этом всегда инфантильное - представьте себе взрослого человека с эмоциональными реакциями и манерами 5-летки.

Однако интересно тут другое. Так как дело происходило в Украине, то эта умственно отсталая девочка свободно говорила на двух языках - на русском и украинском. Причем последний она усвоила уже в 5+ лет - её родители тогда переехали в Украину из Казахстана. То есть, украинский не окружал её прям с рождения, как русский, однако она обучилась ему без особого труда.

По незнанию может показаться, что это украинский, мол, такой лёгкий. Но на самом деле настоящий украинский язык, а не суржик, который часто принимают за "О, украинский такой лёгкий!", довольно сложен для понимания и тем более, говорения, если вы с ним сталкиваетесь, когда мозговое "окошко" освоения языков (возраст до 10-12 лет) закрыто.
Например, моя мама - русская, которая за 30 с лишним лет жизни в Украине так и не научилась нормально розмовляти(ы). "Всё понимаю, но перекривлю все слова" - это вот про неё. А моему мужу понадобилось несколько месяцев, чтобы более-менее бегло воспринимать украинский на слух. Пытался говорить, но дальше мамы не ушёл.
ВНИМАНИЕ: Эта информация для лучшего понимания описываемой ситуации, а не для политических возлияний в комментариях - за них буду банить!!!

То есть, язык не простой и он был освоен этой девочкой. Более того - фактически вырос УО билингв без каких-либо проблем в речевом плане, хотя двуязычие обычно является фактором риска языковых проблем и у нормы. Единственное нарушение, про которое я слышала от её матери - дизартрия, которая сама, без логопедических кордебалетов, прошла через месяц (!!!), после того, как психиатр выставил верный диагноз и высадил ребенка на диету с профильными таблетками.

Эта ситуация наводит на мысль о том, что речь в любом случае появится, если:

  • Речевые зоны, которые позволяют понимать и говорить, сохранны, даже если повреждены критические для интеллекта области ЦНС;
  • Есть подражание и коммуникация - это тоже явно было в порядке. Да, наверное на уровне тех же 5-7 лет, но достаточно, чтобы не мычать в уголке и обучаться чему-то бытовому.

Однако очевидно, что наличие даже хорошей речи не может компенсировать сильное повреждение интеллекта. А значит речь - это лишь один из инструментов развития интеллекта, но не его обязательное условие. Неговорящий/плохоговорящий ребёнок совсем необязательно умственно отсталый. Да, нет ничего хорошего в нарушениях речи, но далеко не факт, что это прям конец света, как до сих пор иногда можно услышать.

Навигация по каналу - мой небольшой вагон материалов по нарушениям развития и их преодолению.

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше материалов по теме и от меня, и от других авторов :)