Найти тему
Тайны искусства

Разбор картины «Воскресный день», Жоржа Сёра. Техника и замысел.

Яркий и выразительный портрет парижского буржуа на картине «Воскресный день на острове Гранд-Жатт».

Воскресный день» Жоржа Сёра
Воскресный день» Жоржа Сёра

Для начала стоит отметить, что это огромная картина. Картина Жоржа Сёра "Воскресный день" размером более 2 x 3 метров на первый взгляд кажется таким монументальным праздником беззаботного времяпрепровождения.

Краски словно вибрируют. Как будто солнце, освещающее эту полосу земли, каким-то образом вплелось в ткань холста и запечатлелось там, вечно мерцая.

Сёра добился этого эффекта, создавая свои картины крошечными точками чистого цвета. Он изучал теорию цвета, изучал работы Мишеля Эжена Шеврёля и других теоретиков цвета, активно работавших в то время. Шеврёль заметил, что когда два цвета расположены рядом друг с другом, мозг склонен преувеличивать разницу, чтобы лучше воспринимать цвета. Развивая эту идею, вместо того чтобы смешивать краски на палитре, Сёра наносил их непосредственно на холст с тем намерением, чтобы цвета ярче смешивались в глазах зрителя.

Деталь картины Воскресный день, Жоржа Сёра
Деталь картины Воскресный день, Жоржа Сёра

Именно этот эффект придает картине сверкающее, слегка неустойчивое качество. Каждая форма состоит из тысяч точек и черточек. Сёра работал над картиной в течение нескольких лет во второй половине 1880-х годов, тщательно накладывая слои, чтобы создать этот трепетный эффект.

Изображенная сцена происходит на острове на реке Сене в Париже, известном как La Grande Jatte. Залитые солнечным светом, но укрывшиеся в тени деревьев и зонтиков, посетители острова отдыхают и прогуливаются с неторопливым спокойствием. Остров был излюбленным местом отдыха парижских буржуа, местом, где можно было укрыться от суеты рабочей недели и загрязнения города (остров по-прежнему популярен среди современных парижан, а также среди различных актеров и знаменитостей, которые поселились здесь).

Остров Гранд-Жатт
Остров Гранд-Жатт

Сёра был не единственным художником, посетившим остров и создавшим там картины. Клод Моне, Альфред Сислей и Винсент Ван Гог - все они создали произведения искусства с видами La Grande Jatte. Эта обстановка соответствовала одной из основных идей импрессионизма: рисовать современную жизнь в реальной обстановке. Наряду с практикой использования свободных, спонтанных движений кисти для передачи мимолетных эффектов света, художники-импрессионисты предпочитали рисовать общественные места - бары, театры, цирки, рестораны, парки - как средство достижения наиболее прямого и яркого описания своего города и его окрестностей.

Жорж Сёра разделял многие из тех же интересов, что и его современники. Однако в то время как другие импрессионисты и постимпрессионисты работали в незапланированном духе, Сёра придерживался более тщательного подхода, как в планировании композиций, так и в нанесении красок.

Воскресный день, Жоржа Сёра
Воскресный день, Жоржа Сёра

Одним из наиболее примечательных аспектов этой огромной картины является то, как он разделил все различные фигуры на изолированные группы. Посмотрите, как участки травы, словно море, переплетаются по всему полотну, превращая всех людей (или небольшие группы) в отдельные островки.

Точка обзора Сёра четко перпендикулярна сцене. Он смотрит через всю сцену, так что почти все фигуры написаны в профиль или, наоборот - в анфас.

При таком взгляде картина выглядит почти статичной. Несмотря на яркость цветовой палитры, сами фигуры имеют несколько деревянный вид, словно ряд детских кукол, выстроенных в ряд. Они кажутся молчаливыми и сдержанными, почти как машины. Историк Эрснт Блох описал результат как олицетворение "бесконечной скуки". Это любопытный вывод, учитывая, насколько ярким и красочным является изображение. Так что же здесь происходит?

Назначение картины Серата становится более понятным, если вспомнить, что она была написана вместе с другим произведением, изображающим тот же участок реки Сены. Эта другая работа, известная как "Купальщики в Асньере", которая сейчас висит в Национальной галерее в Лондоне, занимает вид на другой берег реки, прямо напротив La Grande Jatte. Все фигуры на картине "Купальщицы в Аньере" - это люди рабочего класса.

Купальщики в Аньере, Жоржа Сёра
Купальщики в Аньере, Жоржа Сёра

На заднем плане видны фабрики, из которых валит дым, что указывает на их обычное место работы, куда они вернутся после выходных. Большинство фигур в той или иной степени разделись; они сбросили свои городские одежды и на несколько часов перешли к более искреннему, непритворному существованию.

Когда обе картины рассматриваются вместе, кажется, что они ведут диалог. Ведь кажется, что фигуры на каждой работе смотрят через реку друг на друга, как два разных мира, разделенных водоемом. И этот эффект почти наверняка был намеренным. Сёра был художником, глубоко интересовавшимся социальными условиями Парижа, который недавно претерпел огромные изменения после масштабной и противоречивой программы обновления города, осуществлявшейся под руководством градостроителя Жоржа-Эжена Хаусмана. Художественные намерения Сёра можно прочесть в контексте города с ярко выраженной социальной иерархией.

Воскресный день, Жоржа Сёра
Воскресный день, Жоржа Сёра

Все фигуры в La Grande Jatte принадлежат к среднему и высшему классу. Это сцена, в которой Серат подчеркивает искусственность и претенциозность неторопливой обстановки. Пристальное внимание к костюмам и игровым принадлежностям (у одной женщины есть домашняя обезьянка) позволило художнику тонко спародировать буржуазные классы. Его точечные мазки кисти отсылают к современной промышленности с ее массовым производством и более широким условиям отчуждения в современной жизни.

Таким образом, его портрет острова Гранд-Жатт бросает сардонический взгляд на парижскую элиту, мягко высмеивая ее формы досуга, и, возможно, задается вопросом, могут ли парижские представители среднего класса еще избавиться от своей закостенелости, подобно тому, как делают это рабочие на другом берегу.

***

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк. Если вы хотите помочь в развитии канала, воспользуйтесь формой ниже:

***

#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство