В 2021 году всерьез заговорили о возможности строительства в России крупной приливной электростанции (ПЭС) на Камчатке. Идея создания Пенжинской ПЭС появилась примерно полвека назад, но только сейчас стала близка к реализации. Впрочем, проект крупнейшей в своем классе станции еще придется перерабатывать.
Идет волна
В июле 2021 года ООО «Н2 Чистая энергетика» подписало соглашение с Корпорацией развития Камчатского края о разработке проекта Пенжинской приливной электростанции в северо-восточной части залива Шелихова Охотского моря. По замыслу, Пенжинская ПЭС станет одним из крупнейших источников для производства водорода в мире.
Президент России Владимир Путин поручил правительству к 1 марта 2022 года рассмотреть вопрос о создании центров по производству водорода и аммиака с использованием энергии, вырабатываемой ПЭС, в том числе Пенжинской, Тугурской и Мезенской. Такое поручение он дал по итогам пленарного заседания Восточного экономического форума-21 (ВЭФ) 3 сентября.
На том же ВЭФ-21 корпорация «РусГидро» подписала соглашение о сотрудничестве в сфере водорода и экологически чистой энергетики с «Н2 Чистая энергетика». Стороны изучат возможность строительства новых гидроэлектростанций для энергообеспечения производства водорода и химических соединений на его основе.
В декабре 2021 года губернатор Камчатского края Владимир Солодов назвал строительство Пенжинской ПЭС прорывным перспективным проектом. Глава региона поручил правительству Камчатского края в первом полугодии 2022 года подготовить Декларацию о намерениях строительства Пенжинской электростанции и провести ее согласование с соответствующими федеральными органами.
«Это стратегический проект для всей России. Его успешная реализация позволит создать на Камчатке кластер по производству «зеленого» водорода в мировом масштабе, что изменит конфигурацию глобальной энергетической системы и превратит Камчатку в мировой центр по производству водорода и разработке новых технологий его хранения, транспортировки и использования», — сказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов.
ООО «Н2 Чистая энергетика» учреждено в мае 2021 года, единственный учредитель Павел Грачев, генеральный директор одного из крупнейших добытчиков золота в России — компании «Полюс» и независимый директор в совете директоров ПАО «ФСК ЕЭС» и ПАО «РусГидро».
Что планировали в СССР
Первая и единственная до сих пор приливная электростанция России — Кислогубская ПЭС (Баренцево море, Мурманская область). Построили ее еще в 60-е годы, она была спроектирована в институте «Гидропроект» под руководством Л.Б. Бернштейна, основателя российской приливной энергетики.
Бернштейн разработал усовершенствованную схему использования приливной энергии, оригинальную конструкцию здания ПЭС и наплавной способ его возведения. Сегодня наплавной способ широко используется в проектах за рубежом. Станция признана памятником науки и техники, однако экономически абсолютно бесполезна. Мощность станции – 1,7 МВт, она экспериментальная и больших денег СССР не стоила.
Другое дело — Пенжинская ПЭС. В 1972 году институты «Гидропроект» и Московский НИИ энергетических сооружений наметили контур работ.
Залив Шелихова был выбран как точка строительства, так как при большой площади бассейна 20,5 тыс. кв. км он отделен от Охотского моря узким и неглубоким проливом. В максимальный прилив подъем воды 12,9 м, что максимум для Тихого океана.
Планировалось разбить стройку на две очереди: «Северный створ» с мощностью 21 ГВт, (50 млрд кВт•ч электроэнергии в год). «Южный створ», мощность 87,1 ГВт (200 млрд кВт•ч/год).
Стоимость строительства Пенжинской ПЭС-1 («Северный створ») оценивали в 60 млрд долларов США, ПЭС-2 («Южный створ») – в 200 млрд долларов. С поправкой на полувековую инфляцию сейчас эта сумма составила бы 500 млрд долл.
Собственно говоря, огромная стоимость и отсутствие масштабного потребителя энергии и побудили Советский Союз эпохи Леонида Брежнева отложить проект в долгий ящик. Технически проект был весьма реален даже тогда.
Но и сейчас вопрос в том, где компания «Н2 Чистая энергетика» с уставным капиталом 1 млн руб. найдет полтриллиона долларов на строительство Пенжинской ПЭС.
Нужны какие-то особо крупные инвесторы, возможно, в стремительно развивающихся соседних азиатских странах: Японии, Китае, Южной Корее. Но пока эти мегаинвесторы не засвечиваются.
Нужна ли станция
«Приливной вид энергии является одним из самых перспективных видов альтернативной энергии. Приливная электростанция «Ранс» во Франции является первой в мире крупномасштабной приливной электростанцией, которая использует турбины для выработки электроэнергии, так же как гидроэлектростанция для плотины», — поясняет руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова.
Энергию волн используют и станции, применяющие буи, но это другая история.
«Стоимость строительства приливных электростанций, как правило, превышает по стоимости аналогичный проект классической гидроэлектростанции примерно в два раза. Приливные электростанции работают на полную мощность ограниченное время, добиться режима 24/7 технически невозможно», — поделился управляющий партнер BusinessInvite Consulting Group Андрей Ковалев.
По его словам, Камчатка — лучший регион России для строительства ПЭС, это очевидно. Приливные электростанции благодаря своим плюсам, безусловно, являются одними из потенциальных лидеров по развитию в вопросе выработки электроэнергии в ближайшие десятилетия. Они полностью укладываются в главный инвестиционный запрос текущего дня — инвестиции в формате ESG. Приливные электростанции, пропуская через себя воду, очень бережно относятся к микроорганизмам, находящимся в воде, если сравнивать с классическими гидроэлектростанциями, то приливные лучше в этом вопросе практически в 20 раз. Кроме того, приливные электростанции практически не оказывают влияния на состав воды.
Ольга Орлова, руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа:
«Приливной вид энергии является одним из самых перспективных видов альтернативной энергии».
«Инвесторы с длинными дешевыми деньгами придут на этот рынок, и мы увидим бум строительства подобных объектов в самых разных странах мира, главное, чтобы Россия закрепилась на этом рынке, доказав компетенции, наработанные при строительстве гидроэлектростанций», — надеется Андрей Ковалев.
Сегодня в разных странах мира действует с десяток ПЭС и разработано свыше сотни проектов возведения подобных гидросистем на различных участках побережья Мирового океана.
«Строительство приливных электростанций обходится очень дорого. К тому же характерная особенность ПЭС — изменение мощности в течение суток — позволяет ей действовать только в составе общей энергосистемы со станциями других типов, компенсирующими недостаток энергии. Сегодня подобного рода станции находятся в рабочем режиме в Великобритании, Франции, Канаде, США, Индии, Китае и в некоторых других странах. Теоретический потенциал отдельной ПЭС оценивается в 2500–4000 ГВт, и этот объем электроэнергии вполне сопоставим с объемами, вырабатываемыми речными системами. Поэтому реализация приливной мощности всех намеченных энергетических объектов на побережье Мирового океана (139 створов) может дать ежегодную выработку в 2037 ТВт•ч, что позволит «закрыть» около 12% общемирового энергопотребления», — сообщил финансовый эксперт, экономист, экс-член совета директоров ПАО «Тольяттиазот» Николай Неплюев.
Алексей МИРОНОВ