Найти тему
ЗОЖ трезвость зрение

Хмельное побоище вокруг моей души. 9. Как выпивали двухметровый штангист и штангист на одной ноге

Демобилизовавшись из армии под Новый Год, вернулся я на Камчатку. И сразу сделал несколько неразумных ходов. Во-первых, я не разыскал своих друзей и, не посоветовавшись ни с кем, устроился на судоверфь учеником слесаря –дизелиста с соответствующей зарплатой. Я не пошёл искать девушку, о которой так страдал в армии. Что меня удерживало – не знаю? На случайной встрече она сказала: «Извини, меня ждёт парень».

Ещё дело в том, что в армии я надумал стать студентом, причем не особо думая о будущей профессии. Жизнь студентов мне мнилась яркой, интересной и привлекательной. А так-как в школе я был ещё тем шалопаем, то за плечами у меня был незаконченный десятый класс одиннадцатилетки в вечерней школе. Свой уровень знаний я объективно оценивал, как максимально приближенный к нулевому.

Дембель пока ещё не видно
Дембель пока ещё не видно

С того Нового Года сразу пошёл в вечернюю школу. В общежитии заниматься как-то не особенно получалось. К тому же зарплаты ученика на судоверфи катастрофически не хватало, чтобы после армии приодеться. Всю зиму я пробегал в летних полуботинках и куртке из искусственной кожи, которая на морозе становилась, как стеклянная. Да ещё висел на мне долг у родителей сослуживца, что я занял на минимальную гражданскую одежду.

И всё же аскетической мою жизнь после армии не назовёшь. Были и гулянки, и праздники, и драка на танцах. В марте, потеряв свои северные надбавки, я перешел на стройку каменщиком в бригаду.

Бригада была хорошая, работали очень плотно. Руководил бригадой Андрей Иванович Щербина. У него было шестеро детей, а старший сын Виталик, как только ему исполнилось шестнадцать лет, поступил в нашу бригаду.

Разумеется, в бригаде порой выпивали, как правило, после обеда или к концу рабочего дня. Пока в школе были занятия, я отговаривался школой. Ну а летом – как все.

В семье у Андрея Ивановича порядки были строгие. Виталик называл его на вы и слушался беспрекословно. К осени в семье у Щербины родился седьмой ребёнок, и кто-то пошутил:

– Скоро тебе, Виталя, отец восьмого братика заделает.

– Я тогда ему пол этого отрублю! – с мрачным видом выматерился Виталик.

А бригаде только дай над кем-нибудь поприкалываться!

Как только Андрей Иванович подходил к бригаде, кто-нибудь начинал:

– Ну, что, Виталя, сказать отцу, что ты хотел с ним сделать?

Виталик каждый раз искренне пугался и просил не рассказывать. Бригада веселилась, представляя реакцию бригадира. Андрей Иванович недоумевал, за что смеются над ним и его сыном. Он требовал у Виталика рассказать в чём дело, грозил Виталику кулаком и карами дома. Тут бригада и вовсе ухохатывалась.

Олимпийский чемпион штангист Алексей Вахонин
Олимпийский чемпион штангист Алексей Вахонин

Летом в нашу бригаду пришёл штангист. Это был высокий стройный парень ростом за метр девяносто. Было ему более тридцати лет и у него когда-то был первый разряд по штанге. О себе он ничего не рассказывал, да и не спрашивали. Даже как его звали, не могу сейчас вспомнить. Хотя бригада была дружная – ходили друг к другу в гости, встречались на стороне. Запомнилось ведро ухи из красной рыбы в поле, когда помогали бригадиру копать картошку.

Я над штангистом подшучивал:

– Расскажи, как это ты штангу поднимал? Вот так ты её тянешь, тянешь … Уже на два метра вытянул, а тебе ещё на полметра тянуть надо. То ли дело маленький. Взялся за штангу – хоп, и готово!

Он ничего не отвечал, только улыбался.

Вскоре этот штангист нашёл женщину с ребёнком, (девочке было лет одиннадцать-двенадцать). Осенью решили сыграть свадьбу. В бригаде живо обсуждали это событие и намеревались принять в нём участие.

Однажды этот парень, изрядно выпив, спешил к своей невесте. В Петропавловске-Камчатском центральная дорога длиной более двадцати километров идёт через весь город. Движение на ней уже в те годы было весьма оживлённым.

На его беду по дороге на гибком тросе одна большая грузовая машина тащила другую. Штангист решил проскочить между этими машинами, но тросом его отбросило прямо под колёса задней машины.

Я не ходил ни на похороны, ни на поминки, которые справляли на квартире бывшей невесты. Парни с бригады рассказывали, что кто-то притащил потом гармонь, а невесту пьяную доставали из-под стола.

Спорт – хорошая штука для здоровья, но от пьянства спасает не часто. Спиваются чемпионы мира, олимпийские чемпионы и даже чемпионки – призёры олимпиад. А уж про рядовых мастеров спорта и разрядников даже говорить не приходится. Спиваются также, как грузчики, сантехники или сапожники.

Фуррор Алексея Вахонина
Фуррор Алексея Вахонина

Показательна в этом отношении судьба олимпийского чемпиона по штанге в наилегчайшем весе Алексея Вахонина. Болезненный мальчик, перенёсший в детстве тяжелую операцию стал штангистом. Но курить и выпивать он начал ещё пацаном. Это частая история в нашей стране.

На счастье, на его пути встретились хорошие тренеры по тяжелой атлетике. Парнишка из трудной компании быстро окреп, налился силой и стал выигрывать соревнования высоких уровней. Тренер Рудольф Плюкфельдер устроил его на шахту и сопровождал вплоть до крушения спортивной карьеры. Поддерживал Алексея наш легендарный штангист и писатель Юрий Власов.

В 1964 году на олимпийских играх в Токио Алексею было 29 лет, а его рост составлял 158 сантиметров. В финале борьбы за золото в наилегчайшем весе соперником Алексея Вахонина был венгр Имре Фёльди. Он установил новый олимпийский рекорд, толкнув 137,5 килограммов. Чтобы получить золотую медаль, Алексею надо было толкнуть на пять килограммов больше, причём в последней попытке. Это казалось немыслимым. И венгры уже шумно праздновали победу.

Алексей шумихи не любил, и, проходя мимо громко радующихся венгров, выматерился в их сторону:

– (Плохо) вы шахтёров знаете!

Алексей Вахонин со своим фирменным выкриком «хо-па» взял вес 142,5 килограмма и стал олимпийским чемпионом. А дальше произошла сенсация. Со штангой над головой он, стоя на правой ноге, почесал левой ногой за её коленом. При этом его лицо побагровело. Он простоял так несколько секунд. Фотография, как он стоит на одной ноге со штангой над головой, облетела тогда газеты и журналы многих стран мира.

Олимпийские чемпионы в Советском Союзе жили в материальном достатке. Алексей стал часто выпивать вместе со своей любящей выпить женой. Спортивные результаты быстро падали. На соревнованиях он уже не попадал даже в тройку сильнейших, и сборная СССР с ним рассталась.

Образование у него было восемь классов. Алексей снова пошёл работать в шахту. Но и оттуда его уволили из-за пьянства. Он устроился работать могильщиком. Однажды выпивал он на кухне со своим сыном. Между ними возникла ссора и сын ударил отца ножом в грудь. Алексею Вахонину было тогда всего 58 лет.

Рядовые обыденные выпивки у многих калечат судьбы и обрывают жизнь. Если представить этих людей сознательными трезвенниками, то с ними в принципе не могли бы случиться столь печальные события.

Живите трезво и передавайте трезвость детям. По-другому сберечь трезвость своих детей не получается.

Спасибо за лайк на эту статью.

Вы можете подписаться на канал ЗОЖ трезвость зрение ЗДЕСЬ

#алексей вахонин

#трезвость

#штангисты

#штанга