Саня Григорьев разыскивал следы пропавшего до революции в вечных полярных льдах капитана Татаринова... Эта история знакома многим и многие восприняли ее близко к сердцу.
Да чего там говорить, эта книга для многих советских мальчиков и девочек обладала магнетизмом и определяла векторы правильной жизни: жить принципиально честно, без подлости и лжи, при необходимости отдать, не задумываясь, свою жизнь за правое дело.
Такие книги (в т.ч. и "Как закалялась сталь", "Молодая гвардия") растили героев из обычных ребят и девчат, они формировали поколения. И пусть сегодня кто-то может заметить в них напускную патетику или фальшь. Сейчас многое видится по другому, но что сделал полезного тот критик, кто высмеял наивность устремлений героев, лежа на диване?
Героев "Двух капитанов" знают многие (на основе романа были сняты два художественных фильма 1955г. и 1976г.). Но немногие знают, что у персонажей романа Каверина были настоящие и довольно сложные прототипы.
Сам Каверин рассказывал, что фигура Сани Григорьева была слеплена из двух его знакомых.
Характер Григорьева был просто списан с характера Михаила Лобашёва, генетика и физиолога, в котором "горячность соединялась с прямодушием, а упорство — с удивительной определенностью цели". Миша тоже прошел трудное детство, поздно заговорил, но преодолел все трудности и стал зрелой и цельной, яркой личностью.
А стремление летать и мужественную закалку автор передал Сане от замечательного полярного летчика Самуила Клебанова, который служил в дальнебомбардировочной авиации и погиб в 1942 году.
У пропавшего капитана Татаринова тоже имелись свои прототипы. И их тоже несколько. В первую очередь это командиры полярных экспедиций 1912 года: Георгий Седов (на шхуне "Св.Фока"), Георгий Брусилов (племянник знаменитого генерала, на шхуне "Св.Анна") и Владимир Русанов (бот "Геркулес").
Шхуна персонажа Татаринова почти полностью повторяет маршрут похода Брусилова — "Святую Анну" тоже зажало льдами в Карском море и стало относить к северу, а выжить удалось двоим из всей экспедиции.
Внешность капитана Татаринова, его взгляды и ошибки Каверин скопировал с Георгия Седова, а долгие поиски пропавшей экспедиции —это намек на бесследно исчезнувшую экспедицию Русанова.
Более того, Вениамин Каверин в своей книге изменил историю. В сентябре 1913 года Северную Землю обнаружил Борис Вилькицкий, командир ледокольного парохода "Таймыр" и глава гидрографической экспедиции. А в романе архипелаг открыл Татаринов, за полгода до открытия Вилькицкого, и нарек его Землей Марии.
В 1910 году в составе той же гидрографической экспедиции находился и будущий адмирал Александр Колчак. Но Каверин не стал опираться на эти имена. Несмотря на то, что Вилькицкий служил Советской власти, он перебежал к белым, а в 1920 году уехал в эмиграцию. Разумеется, и Колчака в советской романе не следовало поминать добрым словом.
А вот открытие островов придуманным дореволюционным энтузиастом капитаном Татариновым отлично укладывалось в канву книги, тем более что, подлые поставщики экспедиции предоставили негодное оборудование и припасы, что вполне характеризовало царское время в том ключе, в каком и надлежало думать читателю.
Еще что интересно, девиз Григорьева "Бороться и искать, найти и не сдаваться", случайно найденный в письме Татаринова, это строка из стихотворения "Улисс", которое английский поэт Альфред Теннисон написал в 1842 году. Эти же слова "To strive, to seek, to find, and not to yield" начертаны на кресте памяти антарктической экспедиции Роберта Скотта.