Матфей, Марк и Иоанн называют скалу, на которой был распят Иисус, ее еврейским именем: Голгофа и переводят как «Лобное место», Лука, писавший для грекоязычных читателей, избегает еврейских слов и не употребляет название «Голгофа», а сразу называет скалу просто «Череп».
Где находилась Голгофа? Разумеется, там, где сейчас стоит храм Гроба Господня, разве нет?
Дело в том, что вплоть до конца 19-го века христиане могли в это только верить, никаких доказательств у них не было. Более того, против отождествления храма Гроба Господня с Голгофой говорило то, что этот храм построен в центре города, тогда как Голгофа находилась за чертой города – казни могли совершаться только вне города, это же подтверждает Ин. 19:20!
В 19-м веке протестанты открыли «настоящий» Гроб Иисуса Христа, паломничество к которому продолжается по сей день. Это гроб времен Христа, находящийся к северу от города. Называют это место «Садовая гробница».
Однако сегодня ученые склоняются в пользу того, что традиционный храм Гроба Господня на самом деле стоит на Голгофе. Так, археологически подтверждено то, что прежде было известно только из древних книг, – это место во времена Христа действительно было за городом!
Как же оказалось, что жизнь Иерусалима выплеснулась за пределы городских стен? Это произошло очень давно, практически сразу после Распятия Христова. Уже в 40-е годы 1-го века, то есть, едва через десять лет после Смерти Христа, Ирод Агриппа предпринял расширение города, и Голгофа была включена в черту города, который «все более распространялся за стены» (Флавий Война. 5.148). В этих местах устраивают рынок и места для размещения иудейских паломников, прибывающих поклониться Храму. Значит, по законам ритуальной чистоты, Голгофа очищается. В частности, освобождаются гробовые пещеры и переносятся останки людей. Мы помним, что Иосиф Аримафейский похоронил Иисуса в новом купленном здесь гробе.
После Иудейской войны Иерусалим сравняли с землей. Постепенно евреи опять начали его обживать, пока в 135 году не вспыхнуло новое иудейское восстание под руководством Бар-Кохбы.
Римляне его жестоко подавили и запретили евреям под страхом смерти вообще здесь селиться. На месте Иерусалима начинается строительство языческого города Элия Капитолина.
Холм Голгофу сравняли с землей, затем это место выровняли, засыпав булыжником. Сделали платформу, и на ней построили языческий храм Венеры и форум.
Внешне уже абсолютно ничего не напоминало о Голгофе, которая всего сто лет назад видела Распятого и Воскресшего Иисуса.
Но христиане не забыли это место. Пусть его сравняли с землей и на этом месте построили языческое святилище, христиане приводили сюда паломников и гостей. Кстати, а были ли христиане в Элии в то время? Хотя римляне приравнивали христиан к иудеям, известно, что христиане здесь жили. Это не были евреи, то есть «обрезанные», это были поселенные по приказу императора Адриана колонисты – греки и сирийцы. Они и стали новыми жителями и строителями Элии. Подавляющее их большинство было язычниками, но были и христиане. Вот как об этом пишет Евсевий Кесарийский: «Так пришел в запустение город иудеев; никого не оставалось из старых жителей, и его заселил чужой народ; здесь возник потом римский город с другим именем: его назвали Элией в честь императора Элия Адриана. Тамошняя Церковь составилась тоже из язычников, и первым после епископов из обрезанных принял служение в ней Марк» (Евсевий История. 4.6).
В 160 году Палестину посетил св. Мелитон Сардийский, и ему показывали это место. Оно оказалось посреди города, у рыночной площади, что потом св. Мелитон описал в Слове на Пасху: «Ныне же посреди широкой площади и города, посреди города и на виду у всех произошло неправедное убийство Праведника» (Мелитон Слово на Пасху. 94). То есть, святой Мелитон даже не мог представить, что во времена Христа все выглядело иначе.
Кстати, языческий город с новостройками, где ничто не напоминало тот город, который знал Христос, совсем не производил впечатления на посещавших город христиан. Мелитон писал: «Драгоценен был дольний Иерусалим, ныне же обесценился из-за горнего Иерусалима» (Мелитон Слово на Пасху. 45).
Новый город настолько не связывался жителями с прежним городом, что его уже никогда не называли Иерусалимом, а христианский епископ жил не здесь, а в другом палестинском городе – Кесарии.
В 313 году епископом Кесарии и всей Палестины стал Евсевий, выдающийся церковный историк и писатель. Он знал о месте Голгофы и говорит об этом в труде «Ономастикон», в котором описал все известные ему библейские места Палестины: «Голгофа, краниево место, где был распят Христос; оно указывается в Элии, к северу от горы Сион».
Мы видим, что в его время ничто не напоминало о некогда бывшей здесь горе, можно было лишь указывать это место.
А Голгофа была!.. Только не снаружи, а внутри, под землей.
313 год становится переломным для Церкви. Сам Господь приходит на помощь Своей Церкви, измученной гонениями, которые продолжались без малого уже триста лет. Император Константин имел видение от Господа Иисуса Христа и одержал чудесную победу. Константин легализует христианство, гонения прекращаются, и по всей Римской империи начинается возведение храмов.
Через какое-то время состоялся Первый Вселенский собор, на котором в защиту православного учения (в борьбе с арианством) выступил епископ из Элии Макарий. Этот Макарий и предложил императору Константину смелый и великолепный план: разрушить храм Венеры и очистить место, на котором был Распят и где потом Воскрес Иисус Христос.
Константину этот план понравился. Работы начались в том же 325 году.
Это было непросто, поскольку нужно было демонтировать массивную плиту, на которой был поставлен храм Венеры. Христиане не просто работали, а в прямом смысле совершали очищение этого места от мерзости. Евсевий, естественно, современник этих событий, сообщает, что убирали не только камни, но срыли и пласт грунта под храмом Венеры, чтобы «землю, оскверненную идольскими возлияниями, вывезти как можно далее оттуда» (Евсевий Жизнь Константина 3.27).
По правде говоря, христиане мало рассчитывали на успех. Слишком невероятным казалось им то, что после широкомасштабных языческих работ что-то осталось от Голгофы времен Христа. Но через два года произошло событие, потрясшее всех. Была обнаружена гробница, засыпанная мусором строителями храма Венеры .
Евсевий пишет, что гробница была найдена «сверх всякого ожидания» и что даже императору Константину это представилось «предметом выше всякого удивления» (Евсевий Жизнь Константина. 3.28,30).
В связи с уникальной находкой был составлен план дальнейших работ. Было решено расчистить это место, убрав скалу стен и потолка гробницы (она представляла собой пещеру), так, чтобы погребальное ложе, на котором Воскрес Христос, стояло посередине зала. Затем вырубить и обтесать более 450 кубометров камня для постройки храма, получившего название «Анастасис» – «Воскресение». Над самим ложем соорудить часовню – кувуклию. Перед кувуклией разбить уютный сад, который бы напоминал о саде вокруг гробницы, где женщины, пришедшие оплакать Иисуса, узнали о Его Воскресении.
В ходе работ была обнаружена скала, которую отождествили с вершиной Голгофы. Так как все, что осталось от этой скалы, заключено сейчас в храме Гроба Господня, сложно сказать что-то определенное о ее первоначальном виде. Можно представить, что она была похожа на лысый череп, отчего и получила такое название – Голгофа.
Константин Пархоменко