Фейк штука старинная. Популярностью пользовался в Европах еще в средневековье, не говоря уж о более поздних временах. Прочувствовать давление иносми больше всего на себе пришлось Ивану Грозному или как его на западе называют Ivan the Terrible (ужасный) разницу чувствуете? Вот прямо в переводе прозвища — это самое давление, монстр, одним словом. Не буду я писать про то, что время было такое, жестокое и окружающие монархи далеко не ангелы, это Вы и сами знаете. Как пример, коктейль Кровавая Мэри, не просто так назван. Другой вопрос, где коктейль Кровавый Ваня? Ладно, шучу...
Почему западная "пресса" ополчилась именно на Грозного? Да потому, что посмел продвигать интересы своего государства в ущерб нашим западным партнерам. А это, сами понимаете, недопустимо. Понятное дело, что охват "пользователей" был невелик, все-таки до эпохи интернета еще далеко. Но старались как могли. Со времени изобретения книгопечатания публика, знакомая с печатным словом, стремительно множилась, и уже к концу XV века книги были относительно доступны. Понятное дело, не для всех. Но кто сам не прочитает, тому добрый пастор донесет. Начали все это, барабанная дробь, поляки. Начало XVI века, война между Московским государством и Великим Княжеством Литовским. Для нас не очень удачная, но и страшного ничего не произошло. А вот серьезно задуматься западных соседей заставила, и не только задуматься, но и действовать. И понеслась... Даже термин есть такой "Ольшанская пропаганда". Поляки почему-то сравнили свою локальную победу над русскими в битве под Оршей со знаменитой Венской битвой, остановившей нашествие турок на Европу. Посыл был понятен, злобные московиты ничуть не лучше турок, а местами и похуже. Русские хотят завоевать все окрестные земли. Если они захватят их, то разграбят и сожгут. Европе несказанно повезло, что у них оказались такие защитники, грудью остановившие московитов буквально на пороге Европы.
Ничего такая риторика не напоминает? Ну, и результаты не заставили себя ждать. Максимилиан, император священной Римской империи, разорвал союз с Василием III. Ливонский орден тоже разорвал с Москвой торговые связи. Очень удачно получилось. Накал пропаганды не спадал и дальше, во времена Ливонской войны появились летучие листки, объясняющие почему захват Речью Посполитой русских земель это хорошо, а возвращение их в Россию не очень. Быстренько сформировались штампы, русские варвары агрессивны и рабски покорны своим диктаторам.
Весьма мерзкие, ужасные, доселе неслыханные, истинные новые известия, какие зверства совершают московиты с пленными христианами из Лифляндии, мужчинами и женщинами, девственницами и детьми, и какой вред ежедневно причиняют им в их стране. Попутно показано, в чем заключается бoльшая опасность и нужда лифляндцев. Всем христианам в предостережение и улучшение их греховной жизни писано из Лифляндии и напечатано. Нюренберг 1561
Рыдаю в голос, Нюрнберг, еще тогда! Знакомая жоп...боль современных цеевропейцев. С середины XVI века начали "доказательства" собирать. Ну и куда без "фотосвидетельств". Смотри ниже.
Примерно тогда же в войске Стефана Батория появилась походная типография, естественно пекшая "обжигающую правду" об "истинном положении вещей". Вот тогда и понеслись "свидетельства очевидцев" о Иване the Terrible в частности, и о "московитах" в общем, едящих детей и живущих с медведями. Грозного целенаправленно "одевали" в турецкое платье и наделяли гаремом. Как раз в его время Османская империя усиленно пиналась с Европой. Потому, полякам было выгодно представить Московское царство аналогом Оттоманской Порты.
И это тогда, когда вассал Турции, Девлет-Гирей сжег Москву. Вот это выверт сознания. Общеевропейского остракизма тогда не получилось. Миролюбивые и благожелательные европейские монархи были заняты резней подданных и друг-друга, а потому на вопли с восточных окраин реагировали вяло. Ну, да оно и понятно, чтобы увидеть "диких варваров", нужно к ним прийти и попытаться что-нибудь отнять. Так и получилось во время нашей смуты. Удачливые поляки, заскочив в Москву и оттяпав себе западные земли вдруг резко перестали верещать о "московитской" угрозе, не дай бог кто услышит, придется делиться. Или, например, Московская компания. Как монополия и преференции английским купцам, так все в порядке. Чуть что не по нраву, так 700 000 погибших новгородцев у Джерома Горсея в "Записках" и царь, метающий в сына острый посох. Да и вообще, смерть Грозного в 53 года, далеко не старик, как-то очень подозрительно произошла на фоне отмены царем монополии для Московской кампании.
Деятельности Московской компании надо бы уделить побольше внимания. Шведы тоже не оставались в стороне. Делагарди не распространялся об московских угрозах, выглядело бы это несколько странно. Ведь он во главе шведского отряда находился в пределах Московского царства и ратовал за передачу трона шведскому претенденту. Но стелил мягко, доказывая, что России неплохо бы разделиться. Потому как Северо-Запад Руси в "исторической перспективе" всегда стремился под шведский протекторат. Хоть этот не писал о медведях, съеденных, выпившими водки, детьми. Ну а дальше по кругу, как только Россия заявляет о своих правах, так получите "Завещание Петра I", "идиота на троне", Павла I и перманентное желание усесться в Проливах. Думаю, для понимания достаточно.
Буду рад комментариям ))) если было интересно ставьте лайк и не забывайте подписаться