Найти тему
Max F1 +

Мысли о Гран-при Сан-Марино 1994

Айртон Сенна и Роланд Ратценбергер (на заднем плане) на Гран-при Сан-Марино 1994
Айртон Сенна и Роланд Ратценбергер (на заднем плане) на Гран-при Сан-Марино 1994
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Всё нижеописанное является исключительно мнением автора. С ним вы можете как согласиться, так и нет. Об этом можете написать в комментариях. Только не забывайте соблюдать рамки приличия, иначе будете забанены раз и навсегда!

Многие называют Гран-при Сан-Марино 1994 года точкой конца старой эры бесстрашных гонщиков, готовых до конца бороться за высокие места, и которые могли пожертвовать многим, в том числе и собственной жизнью ради триумфа. Но на мой взгляд, это далеко не так.

Подобная эра закончилась ещё в 1982 году, когда погибли Жиль Вильнёв и Риккардо Палетти. Последний, по злой иронии судьбы, лишился жизни на автодроме, названном в честь ушедшего за 5 недель до этого главной надежды Ferrari тех лет. Именно тогда, а вовсе не в злополучной Имоле-94, прекратилась та самая эра отчаянных парней.

С тех пор прошло 12 лет, пилоты приобрели практически полную уверенность в том, что Формула-1 стала самой безопасной гоночной серией планеты. Гибель Элио де Анджелиса на тестах в Поль-Рикаре весной 1986 года многие выносят за скобки, так как в большей степени здесь вина лежит на тех, кто вовремя не помог выбраться итальянцу из горящей машины, из-за чего только-только перешедший из Lotus в Brabham гонщик смертельно отравился угарным газом.

Но как бы там ни было, за те 8 лет, что произошли с момента смерти бывшего партнёра Айртона Сенны, мир Формулы-1 был уверен, что больше никто и никогда не погибнет. Да, максимум получит серьёзные травмы, но потом он восстановится и снова вернётся за руль.

Айртон Сенна и Роланд Ратценбергер
Айртон Сенна и Роланд Ратценбергер

И вот наступил третий этап сезона 1994 года. Сенна, сошедший в первых двух гонках, намерен был твёрдо отыграться у восходящей звезды Формулы-1 Михаэля Шумахера, в то время как почти никому не известный австриец из новой, но очень слабенькой команды Simtek рассчитывал второй раз подряд выйти на старт. Да да, здесь нет никакой опечатки: в 1994 году принимало участие 28 пилотов из 14 команд и только 26 из них допускались на старт воскресного заезда.

Пятница уже даёт повод бить тревогу - в повороте Variante Bassa в аварию попадает Рубенс Баррикелло. Но все выдыхают, когда узнают, что бразилец остаётся жив. Однако наступают суббота и воскресенье и гибель, соответственно, Роланда Ратценбергера и Айртона Сенны. И вот тогда многим кажется, что уровень безопасности в автоспорте был недостаточно высоким. "Надо срочно всё ужесточать!" - кричали чиновники из Международной Автомобильной Федерации (FIA)!

Но дело тут отнюдь не в этом.

Айртон Сенна и Роланд Ратценбергер на Гран-при Тихого Океана 1994
Айртон Сенна и Роланд Ратценбергер на Гран-при Тихого Океана 1994

Дело в том, что люди спохватились что-то менять, когда было уже поздно! Надо было менять меры безопасности ещё в 1982-ом после гибели Жиля Вильнёва и Рикардо Палетти или хотя бы в 1986-ом, когда умер Элио де Анджелис. Но нет! Злой рок унёс жизни двух человек, которые до мозга костей были влюблены в автоспорт и во многом это произошло из-за безалаберности чиновников Международной Автомобильной Федерации, которая посчитала, что уровень "легендарности" погибших до этого пилотов был недостаточен, чтобы болиды Формулы-1 окончательно перестали считать "гробами на колёсах". И только смерть Айртона Сенны, самого титулованного из погибших в гонках Королевского класса пилотов, заставило всех пересмотреть стандарты безопасности.

Но самое грустное здесь другое. Большинство фанатов автоспорта, вспоминая Гран-при Сан-Марино 1994 года, упоминает гибель исключительно трёхкратного чемпиона мира из Бразилии, а до смерти аутсайдера из Австрии нет абсолютно никакого дела! Даже на кубке, который вручали призёрам Гран-при Эмилии-Романии 2020 года бриллиантом обозначили место гибели Сенны, но никак не Ратценбергера!

Испанский аниматор Adaco, снимающий известные в YouTube мультфильмы Minidrivers наглядно продемонстрировал эту несправедливость в концовке эпизода, посвящённому первому за 14 лет Гран-при на автодроме имени Энцо и Дино Феррари в Имоле.

Слева направо персонажи Роланда Ратценбергера (держит табличку с надписью "Где мой бриллиант на трофее?"), Айртона Сенны и Ники Лауды
Слева направо персонажи Роланда Ратценбергера (держит табличку с надписью "Где мой бриллиант на трофее?"), Айртона Сенны и Ники Лауды

А надо вспоминать обо всех, кто когда-то отдал свои жизни ради воплощения своей мечты, какой бы безумной она не была!

Надеюсь, данная статья поможет изменить положение вещей в воспоминаниях болельщиков автоспорта, хотя бы ненамного.

Делитесь своим мнением в комментариях, ставьте лайки и подписывайтесь на канал "Max F1 +", чтобы ничего не пропустить!