Найти тему
philologos

Жанры фольклора (Пропп).

Жанры фольклора
Жанры фольклора

Жанр - совокупность произведений, объединенных общностью поэтической системы, бытового назначения, форм исполнения и музыкального строя.

Повествовательная поэзия. По своей форме она делится на два раздела: на поэзию прозаическую и стихотворную.

Область - Народная проза:

Род - Сказка - в действительность рассказываемого ни исполнитель, ни слушатель не верят, основана на нарочитом вымысле.

· Волшебные сказки

Волшебные сказки выделяются по совершеннее четкой композиции, по своим структурным признакам, по своему синтаксису, который устанавливается научно совершенно точно. Единство композиции для волшебной сказки есть признак устойчивый, исторически закономерный и существенный. Единство структуры соответствует единству всей поэтики волшебной сказки и единству выраженного в ней мира идей, эмоций, образов героев и языковых средств.

· Кумулятивные сказки

(«Репка», «Колобок», «Терем мухи», «Петушок подавился» и др.)

Они построены на многократном повторении одного и того же звена.

Они обладают особой композицией и особым стилем, богатым и красочным языком, тяготеют к ритму и рифме.

· Сказки о животных; растениях; неживой природе; предметах.

· Сказки о людях (реалистические, бытовые или новеллистические)

· Небылицы.

т. е. рассказы о совершенно невозможных в жизни событиях.

· Докучные сказки.

Это не сказки, а прибаутки или потешки, которыми стараются отвадить детей, когда они слишком настоятельно требуют рассказывания сказок.

Рассказы

· Рассказы этиологического характера.

О происхождении вселенной, земли и всего, что есть на земле. Сюда относятся мифы о сотворении мира, людей, животных, растений

· Рассказы об особенностях зверей: почему рыбы живут в воде, почему у дятла крепкий клюв, почему вороны черные и т. д. Эти рассказы представляют собой наивные попытки осмыслить и объяснить мир.

«Были», «былички», «бывальщины»

Языческие представления о мифических существах и людях, наделенных сверхъестественными способностями. Это рассказы, отражающие народную демонологию. В большинстве случаев это рассказы страшные: о леших, русалках, домовых, мертвецах, привидениях, заклятых кладах и т. д. Уже название их говорит о том, что в них верят.

Легенды

Представления, связанные с государственной религией дореволюционной России, т. е. с православием.

Действующими лицами народной легенды - персонажи Ветхого и Нового завета, как Адам и Ева, Ной, Соломон, пророки, Христос и его апостолы, а также святые.

Сказы

Рассказы очевидцев, т. е. рассказы о том, что действительно было. Может быть, такие рассказы не всегда точны; переходя из уст в уста, они обрастают вымышленными деталями, но сущность их все же состоит в передаче действительных фактов.

Область стихотворной эпической поэзии:

(Поются)

Былина

Былина — не жанр, но в состав ее входят несколько различных жанров.

· Героические былины.

Герой действует в интересах государства

· Былины сказочного характера.

Антагонистом героя – женщина. Женщины былин чаще всего существа коварные и демонические. Сказочный характер им придают наличие колдовских чар, оборотничество, различные чудеса.

· Былины новеллистические.

Эпические духовные стихи.

Песни о святых и их деяниях. В этих стихах народ выразил некоторые свои религиозные представления. Духовные стихи обладают историческим содержанием и отличаются значительными художественными красотами.

Скоморошины

Песни о веселых происшествиях или о происшествиях, хотя самих по себе не веселых, но трактуемых юмористически. Некоторые скоморошины пропитаны острой социальной сатирой. Они не всегда носят строго выдержанный повествовательный характер.

Баллада.

Мир человеческих страстей, трактуемых трагически

· Цикл баллад семейного или любовного содержания.

· Цикл, основанный на длительной отлучке

· Исторические баллады

Исторические песни.

Лирические песни.

· Песни крестьян, ведущих земледельческий труд

· Песни крестьян, оторвавшихся от земледельческого труда

· Песни рабочих.

Обрядовые или внеобрядовые.

Песни семейно-обрядовые.

· Похоронные

Похоронные плачи (причитания, вопли) сопровождают все моменты похоронного обряда. В классической форме плачей — размер хореический с дактилическим окончанием, строки длинные, охватывающие у разных исполнительниц от четырех до семи стоп. Каждая строка синтаксически закончена, после каждой строки делается длительная пауза, во время которой поющая всхлипывает и рыдает.

· Свадебные.

Причитания. Невеста пела горестные песни, остальная же молодежь пела песни веселые. В адрес же дружки, сватов и свах пелись, наоборот, песни насмешливые; чтобы отделаться от таких насмешек, нужно было откупиться деньгами.

Причитания

· Рекрутские

· Похоронные

· Свадебные

(схожее звучание рекрутских и похоронных причитаний)

Крестьянская лирическая необрядовая песня

· Хороводные и игровые

· Голосовые частые

· Голосовые нечастые и в том числе протяжные.

Детский песенный фольклор

Песни детям

· Колыбельные

· Потешки, прибаутки

Песни детей

· Игровые

· Песни об окружающей действительности

Песни дворовых

Городские лакейские песни.

Бурлацкие песни - трудовые

Удалые песни

· Разбойные

· Протяжные

Солдатские песни

Вся жизнь солдата, от момента призыва и до смерти на поле сражения, отражена в этих песнях.

Песни тюрьмы, каторги и ссылки

· О молодце в неволе

· Песни уголовников, которые бравируют своим прошлым

Страшные подробности как бы контрастируют с шутливым тоном песен и складом речи.

Городской песенный фольклор

· Жестокий романс

Песни рабочих

Рабочие создают свою песню не на традициях, идущих от крестьянской лирики, а на традициях, идущих от литературы.

· Протяжные песни фольклорного типа,

· Лиро-эпические стихотворные песни

· Сатирические произведения

· «Гимническая» поэзия

#Литература

#фольклор

#русский язык

#русская литература

Фольклор
7714 интересуются