Найти в Дзене
светлана смирнова

Рисование по ткани в детском саду

Рисование по ткани в детском саду

Современный педагог постоянно находится в поиске новых
образовательных технологий, способствующих художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста. Цветной мир воспринимается детьми как данность, но для закрепления и развития цветовосприятия требуется системная и целенаправленная работа. С детьми дошкольного возраста она проходит особенно успешно, когда они занимаются теми или иными видами декоративно-прикладного искусства.

«Батик» – это роспись по ткани, одна из древнейших технологий, имеющая широкое распространение и в современном искусстве. Технология такой росписи возникла в Индонезии ещё в 16 веке. Переводят слово «батик», как «капля», наиболее популярный способ нанесения рисунка на ткань.

Занятия батиком требуют не только развитого художественного мышления и цветового вкуса, но и отзывчивости к природным и эстетическим явлениям окружающего мира. Возможно, поэтому среди всех средств изобразительной деятельности именно роспись по ткани дает ощутимый результат в развитии у детей цветовосприятия и цветового вкуса. Занятия росписью по ткани способствуют формированию у детей психологической устойчивости, богатства эмоциональных переживаний, образно-ассоциативного мышления. Эти качества взаимосвязаны и формируются на основе эстетического восприятия предметов и явлений окружающего мира детьми и закрепляются, как правило, в активных формах деятельности.

Роспись по ткани оказалась очень интересным занятием, простым в исполнении, и в то же время весьма эффектным по результатам. Это продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, активизирует воображение, развивает творчество, закрепляет и расширяет знания о форме, линии, цвете, композиции. Детям нравится создавать красочные работы на ткани, которые они могут использовать в сюжетно – ролевых, режиссерских, театральных играх. Дети испытывают радость, от того что они сами могут приготовить подарок для мамы, бабушки, папы, расписав разноцветными узорами шарфики, салфеточки, платочки.

На предварительном этапе организованно рассматривание альбомов декоративно-прикладного искусства росписи по ткани, просмотр видео роликов, презентации для детей. В классическом батике ткань натягивают и закрепляют на специальных рамах или пяльцах. Для дошкольников можно закрепить ткань на картоне при помощи степлера.

Слайд 4: Ткань для батика подойдёт всех видов, но нужно учитывать, что на натуральных тканях волокна мягче и поэтому краска ложится плавней. Для классического батика используют шёлк. Можно ограничиться синтетическим материалом или взять хлопчатобумажную ткань.

Слайд 5: Для рисунка на ткани нужны специальные краски, они бывают двух видов: на основе акрила и анилина. Акриловые рисунки в завершающей стадии закрепляют с помощью горячего утюга, а анилиновые для фиксации обрабатывают паром в специальном автоклаве. Впрочем, экономные мастера уже приспособились пропаривать изделия в ведрах и пароварках. При обработке паром краска глубоко проникает в волокна, давая равномерную окраску и полностью сохраняя структуру ткани. Работа с анилиновыми красками занимает больше времени, требует подготовки и определенной сноровки. Это уровень профи. Слайд 6: У акриловых красок доступная цена, они водорастворимы, при этом устойчивы к стирке и быстро сохнут - они прекрасно подходят для начинающих художников. Такие материалы относят к классу "хобби". Они бывают матовые и глянцевые, с повышенной текучестью для росписи на шелке, для работы на плотных тканях и коже - с пометкой "Textile”. Они могут быть с различными эффектами - бархатистой поверхности, флуоресцентные, металлики, перламутровые. На некоторых красках стоят отметки "для темных тканей" или "для светлых тканей" - к подобным рекомендациям производителя тоже лучше прислушаться. В младшем дошкольном возрасте можно расписывать ткань, используя трафареты, штампы, печатки, также активно в работе используется техника печати пальчиками и ладошками, что позволяет ребятам создавать простые узоры и несложные композиции. В старшем дошкольном возрасте можно использовать следующие техники: набрызг, рисование клеевой кистью, свободное рисование, узелковый батик.

Техники рисования:

Со Слайда 7: Аэрография

Слайд 8:Узелковая Роспись

Слайд 9:Свободная роспись

Слайд 10:Способы переноса рисунка на ткань

Копировальная бумага,

Перевод рисунка припорохом. Рисунок, переведенный на кальку, прокалывают по контуру толстой иглой на мягкой подушечке или подложив мягкую ткань в несколько сложений. Если рисунок мелкий, то проколы делают на расстоянии 2-3 мм, на крупных рисунках можно делать реже.

Трафарет

Слайд 11: Заводская пропитка новой ткани препятствует впитыванию красок и рисунок может быть испорчен. Обязательно перед началом работ постирайте материал, высушите, прогладьте и только потом приступайте к рисованию.

Натяжение ткани. Перед началом работы убедитесь в том, что ткань надежно закреплена на жесткой поверхности - лучше всего взять лист пластика, фанеру или доску. Для фиксации можно использовать канцелярские кнопки, скрепки, зажимы для бумаги и даже обычные бельевые прищепки. Главное, чтобы ваше рабочее место не сдвигалось при переносе изображения с бумаги и в процессе нанесения контура и красок.

Подложка. Если вы наносите рисунок сразу на готовое изделие, например, футболку, важно, чтобы между слоями закрепленного изделия была подложка - это позволит избежать попадания краски на заднюю сторону изделия, где рисунок не предусмотрен. В качестве подложки может выступать весь лист пластика или фанеры, на котором вы крепите изделие, если позволяет размер, либо дополнительная вкладка из аналогичного материала или просто полиэтиленовая пленка.

Вода. Воду для разведения краски наливайте в устойчивый тяжелый стакан или банку и ставьте ее чуть в стороне, не под рукой. Не стоит пользоваться пластиковыми стаканчиками, они неустойчивые, их легко перевернуть и испортить работу.

Тряпочки. Под рукой хорошо иметь гигроскопичную ветошь - влажную и сухую для промакивания кисточек, вытирания рук и стола в процессе работы. Внимательно следите, чтобы на кисточке не висела капля - одна-единственная клякса способна безвозвратно испортить изделие. Не меньшее внимание уделяйте чистоте рук - иногда кажется, что краска на них попадает просто по волшебству.

Кисти. Выбор кисти обусловлен видом рисунка, качеством ткани и вашими личными вкусами. В батике можно использовать очень большой ассортимент кисточек, а также поролоновые и ватные тампоны. Желательно выбирать кисточки с длинной ручкой и ровной, аккуратно уложенной щетиной. Для прорисовки мелких деталей и работ вблизи контура вам понадобятся тонкие кисточки, для закрашивания больших поверхностей можно брать круглые и плоские кисти.

Обратите внимание, кисть не стоит надолго оставлять в воде кончиком вниз - она может деформироваться. По окончании работы вымойте кисточку с каплей посудомоечного средства и просушите кончиком вверх. Выбрать кисти для рисования

Контур. При нанесении контура держите тюбик под острым углом к ткани и не меняйте скорость движения руки - тогда линия получится ровной по толщине.

Закрепление.Внимательно читайте инструкции на баночках с красками и контурами - у каждого производителя может быть свой срок высыхания и способ закрепления. Соблюдение правил поможет вам не испортить работу.

Идеи: какие вещи можно разрисовать

Слайд 12:Традиционно в технике батика украшали шелковые шарфы, палантины, платки и платья. Поскольку искусство зародилось в Индонезии, его родные мотивы - цветы, растения, птицы и пейзажи.

Для "пробы пера" можно взять однотонную хлопчатобумажную футболку и оформить ее в технике «шибори» - получится летний яркий рисунок в виде спирали с расходящимися лучами. На детской толстовке хорошо будет смотреться кадр из любимого мультфильма - в таких рисунках есть четкий контур и крупные формы, они будут просты в работе.

Слайд 13: Потренировавшись на небольших изделиях, вы можете расписать декоративную наволочку или покрывало в спальню, настенную панель, скатерть или штору. Цвет и мотивы работы будут зависеть от стиля вашего интерьера.