Найти тему
Artemisia Studio

Зачем картине глубина, и как планы могут ее создать?

Шекспировская цитата «Весь мир — театр. В нём женщины, мужчины — все актёры» применима не только к нашей жизни, но и к миру картины. Мы, постоянно находящиеся в видимом и осязаемом пространстве, ждем его продолжения и на живописном полотне, плоском по своей сути. Невольно мы желаем быть не пассивными зрителями, но активными участниками разворачивающегося действа, и недоумеваем, если что-то препятствует этому.

Причин, почему картина или рисунок обязаны быть глубокими довольно много (как и много причин, почему этого можно не делать😉), но если вы определённо хотите добиться эффекта присутствия — позвольте «войти» человеку в нарисованный мир как на сцену, введите планы!

Что такое «планы» в картине — иногда трудно понять со слов. Обычно, под ними подразумевают как минимум три композиционных слоя: передний, средний и задний. Не будем занудствовать (подробное описание что и зачем вы можете услышать на наших занятиях), приведем в качестве наглядного примера театральные декорации для «Русских сезонов» Дягилева!

Пабло Пикассо. Занавес к балету «Парад», 1917
Пабло Пикассо. Занавес к балету «Парад», 1917
Александр Бенуа. Декорации к балету «Петрушка», 1917
Александр Бенуа. Декорации к балету «Петрушка», 1917
Джорджо де Кирико. Эскиз к спектаклю «Бал», 1917
Джорджо де Кирико. Эскиз к спектаклю «Бал», 1917

Что особенного в этих работах и чем они отличаются от, например, натюрмортов или пейзажей? Здесь все планы как на ладони, потому что мы ясно видим чередование плоских изображений и глубины.

Валентин Серов. Эскиз к балету «Шехерезада», 1917
Валентин Серов. Эскиз к балету «Шехерезада», 1917

Например, выступающие перед сценой портьеры у Пикассо или скалы и деревья Серова не просто заковывают композицию в рамки — они как бы стоят на пути нашего взора. Встречая это препятствие и двигаясь дальше, мы «ощупываем» пространство, которое возникает в момент нашего активного взаимодействия с картиной. Вот тут мы и начинаем осознавать глубину!

Лев Бакст. Эскиз к балету «Клеопатра», 1917
Лев Бакст. Эскиз к балету «Клеопатра», 1917
Лев Бакст. Эскиз к балету «Синий бог», 1917
Лев Бакст. Эскиз к балету «Синий бог», 1917

Отметим, что для передачи глубины художники не только создают планы, но и используют разные перспективные системы. Заметили ощущение чего-то знакомого, когда разглядывали эскиз «Шехерезады»? Если вам показалось, что он похож на образец китайской или японской гравюры, то поздравляем!

Удивительно, как высокий или практически отсутствующий горизонт создает ощущение парения над землей, способность охватить своим взором все. А низкий (эскизы Бакста) наоборот, показывает пространство необъятным.

Михаил Ларионов. Эскиз декорации «Русские сказки», 1917
Михаил Ларионов. Эскиз декорации «Русские сказки», 1917
Наталья Гончарова. Эскиз декорации к балету «Свадебка», 1917
Наталья Гончарова. Эскиз декорации к балету «Свадебка», 1917

В целом, эти планы и приемы, только более завуалированно, присутствуют и в других работах великих художников. Наше же дело, как практикующих, эти фишки запоминать и использовать в работе🎨

#artemisiaживопись #планы #декорации #русские сезоны #искусство #живопись #art

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц