Найти в Дзене
Пермский зритель

Вековая «Шинель»

Если спросить уже взрослого человека, который в юном возрасте посещал школу не для пустого времяпровождения, а для получения знаний — кто такой Башмачкин в русской литературе, можно получить вполне удовлетворяющий ответ. Акакий Акакиевич Башмачкин — бедный, мелкий «вечный титулярный советник», испытывающий постоянную нужду и притязания со стороны общества. В литературоведении такой типологический образ аттестуется как «маленький человек».

Важно подчеркнуть, что Николай Васильевич Гоголь в цикле «Петербургские повести» вписывает жизни «маленьких людей» в суровый мир столицы. Читатель через тексты повестей видит настоящий, а не фасадный Петербург. На протяжении всей истории «Шинели» перед нами проходит картина неугомонной, напряженной жизни столицы. Вот в этом мире и живёт главный герой литературного произведения — Акакий Акакиевич Башмачкин. Сам Гоголь характеризует своего героя как покорного, смиренного, жалкого и незаметного чиновника. В жизни ему отведена роль простого переписчика документов одного из департаментов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич не размышляет над содержанием и назначением своей работы. Более того, автор показывает, что со стороны и сослуживцев, и начальства уважения к нему нет. Какой интереснейший и занимательнейший образ? Не правда ли? Есть желание ближе рассмотреть образ «маленького человека»? К нашему большому удовольствию есть и возможность воочию познакомиться с Акакием Акакиевичем Башмачкиным.

В репертуаре пермского театра «ВЕК ЖИЗНИ», созданного актерской семьёй Ирины и Андрея Моляновых (они же являются и режиссёрами постановки), спектакль «Шинель» по известной повести Гоголя представлен в жанровой форме фантасмагории. Обратимся к краткому словарю театральных терминов: «Фантасмагория (гр. - призрак и говорю) - призрачное, фантастическое представление, получаемое от картин нереального свойства, причудливое, удивительное превращение. Что же, как зритель, я был заранее готов к не совсем обычной интерпретации повести Гоголя. Итак, решено, иду смотреть «Шинель».

Возможно, некоторые жители и гости Перми не знакомы с этим театром, поэтому представлю краткий экскурс. Билет на постановку можно забронировать по телефону и выкупить непосредственно перед спектаклем. Помещение театра «ВЕК ЖИЗНИ», небольшое, но всё выглядит уютно, добротно, и атмосфера волшебства сразу чувствуется, как только заходишь в зрительный зал, рассчитанный на пятьдесят посадочных мест. Сцена тоже небольшая, находится близко перед зрителями, что, несомненно, способствует эмоциональному сближению зрителей и актёров. Но перейдём к делу.

Начинается действие. Полумрак, тишина, на сцене главный герой – Башмачкин. Неожиданно Башмачкин начинает вкрадчиво, неспеша рассказывать свою историю жизни зрителю!!! Режиссёры вносят изменения в композицию повести — голосом повествователя говорит теперь сам главный герой. Здесь вырисовывается занимательный вывод. Как мы знаем, своему герою Гоголь в повести не даёт много говорить, представляя нам Башмачкина как немногословного и косноязычного человека: «Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большей частью предлогами, наречиями и наконец такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения». В нашем же случае Башмачкин заговорил, да ещё заговорил чистым, приятным русским языком. Именно через речь Башмачкина происходит всё театральное действие: его рождение, наречение именем, жизнь, тяготы, мечта и смерть — всё проходит перед зрителем. Наверняка такой режиссёрский приём оправдан, и это позволяет идеально раскрыть внутренний мир главного героя. По моему мнению, это удачный композиционный приём, отчего яркость и глубина впечатления от образа главного героя усиливаются. Сам артист на сцене дополняет образ Акакия Акакиевича: он колоритен, запоминаем и вызывает сожаление у зрителя. Зритель на сцене видит Башмачкина в двух противоположных мирах. Если наш герой один, в своей комнате переписывает бумаги, то он счастлив, находясь в своём мире «буковок», если Башмачкин выходит в жестокий и реальный мир, то зритель находит его страшно одиноким человеком в контрастном сопоставлении с другими персонажами, которые его давят и унижают. Можно утвердительно сказать, что образ «маленького человека» постановке удался и соответствует характеристикам главного героя повести Гоголя «Шинель».

Во всём спектакле присутствует лишь один диалог Башмачкина — с Михалычем (портным новой шинели). Артисты верною игрой заставляют зрителя почувствовать, что именно портной явился искусителем, заставившим Акакия Акакиевича сладить новую шинель. У Башмачкина после встречи с Михалычем впервые в жизни появляется цель — новая обновка. Преображение главного героя, целеустремлённость его действий — всё это начало фантасмагорических превращений на сцене.

В оригинальной повести Гоголя после появления новой шинели Акакий Акакиевич достигает своей вершины перерождения. Герой видит, что есть другая жизнь, что от жизни можно получать удовольствие, что он ещё не стар, что, кроме красивых буковок существуют не менее красивые женщины, есть другой мир и веселье. Появление новой шинели «делает» его полноправным членом общества. Я думаю, не случись позднее с Башмачкиным беда, не исключено, что следующим его шагом была бы женитьба. На театральной сцене эти изменения в характере поведения Башмачкина зрители увидели. Он становится увереннее, появляется «торжественная важность» его осанки, наш герой даже стал засматриваться на женщин. Зритель стал видеть на сцене думающего и мечтающего Акакия Акакиевича. Постановщики спектакля тонко уловили нить и верно показали перерождение Башмачкина.

Однако происходит беда. Судьба наносит Башмачкину жестокий и несправедливый удар. С нашего героя самым бессовестным образом два ушлых мужичка снимают шинель. Этот эпизод на сцене обыгран ярко и натурально. Наш герой остаётся один на один со своей проблемой. Все его мечты, чаяния и перспективы новой жизни рушатся в один миг. И Акакий Акакиевич снова превращается в никому не нужного Башмачкина. С этого момента фантасмагорические действия становятся преобладающими на сцене. Башмачкин в состоянии смятения и растерянности мечется по сцене в поиске помощи. Далее, на мой взгляд, постановщиками допущено немаловажное упущение. Всё дело в том, что именно посещение Башмачкиным «значительного лица» является идейной кульминацией повести «Шинель». У Гоголя в этом эпизоде с невероятной силой показана трагедия «маленького человека» в условиях «гнусной рассейской действительности». В спектакле же, именно эта важная сцена показана нарочито неопределенно. Главный персонаж взывает со сцены о помощи к какому-то несуществующему «значительному лицу», которого мы не видим. Вполне вероятно, на эту роль просто не нашлось актера в составе труппы?

Здесь у меня, да и у зрителя, возникает вопрос: почему же Башмачкин всё-таки заболевает и умирает? От того, что у него украли самым безобразным образом шинель, или от того, что не получил ожидаемой помощи? Можно, конечно, допустить, что таков замысел постановщиков — показать смерть отвергнутого Башмачкина тихо и незаметно. Оригинальный текст Гоголя нам так и говорит: «…Исчезло и скрылось существо, никем не защищённое, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание…». Без кульминационной сцены растворяется социальный конфликт между Башмачкиным и «сильными мира сего».

И уж очень неожиданно и удивительно было отсутствие в конце постановки мертвеца под маской Башмачкина, наводящего ужас на жителей Петербурга. Думается, в спектакле, показанном в жанре «фантасмагории», можно было бы на радость пытливой публике показать завершающий аккорд: «значительное лицо» в самых радостных настроениях едет к своей любовнице, когда неожиданно появляется «мертвец-злодей» и отбирает шинель у «значительного лица». Уверен, что Гоголь хотел сказать, что «маленький человек» тоже может дойти до бунта и по-своему наводить справедливость в жестоком мире, заставив говорить о себе после смерти всю столицу Российской империи.

В заключении выскажу ещё одно существенное мнение о композиции спектакля. В повести Гоголя трансформируется не только главный герой, «значительное лицо» тоже меняет свои взгляды на жизнь, узнав о смерти Башмачкина. Возникает непонимание, почему создатели спектакля сознательно отказались от трансляции такого важного идейного сюжета, как переосмысление «значительным лицом» своего поведения.

Итак, заключение. Режиссёры нам показали свой (по-моему мнению удачный) вариант образа «маленького человека», меняющегося в зависимости от жизненных ситуаций. Сама постановка живая, занимательна и заставляет зрителя задуматься о судьбе главного героя. Сюжет спектакля соответствует фабуле оригинала. Образы артистов, костюмы, интерьер и декорации соответствуют эпохе времени. Игра актёров, даже второстепенных, добросовестна и достойна уважения, свет и музыкальное сопровождение добавляют красок в общий колорит сценографии. В спектакле на первый план выведена тема «маленького человека», однако, идея произведения, за счёт отсутствия оригинального эпилога, раскрыта не полностью. Постановка интересна как взрослому зрителю, так и полезна юным любителям классических произведений русской литературы (спектакль включён в программу «пушкинской карты»).

Спектаклю «Шинель», как и театру «ВЕК ЖИЗНИ», ставлю высокий балл. Рекомендую к просмотру, в том числе и коллективному посещению учащимися школ.

Пермский зритель. Т.А.В.

Фото с сайта театра.