Царская охота всегда была окружена ореолом загадочности и элитности. Все же охота веками была уделом князей, королей, императоров и дворян. В глубину столетий уходит белорусская легенда о дикой охоте короля Стаха. В наше время царской охоте посвящались произведения советских писателей и режиссеров. Какой на самом деле была забава последних российских императоров?
Российские императоры – «настоящие европейцы»
Хотя охотой развлекались высокопоставленные чины всегда и во всех странах мира, в нашей стране больше всего известны охоты Александра Третьего и его сына Николая Второго. Обычно они происходили в Беловежской Пуще, где промышлял еще князь Владимир Мономах.
Однако последние российские императоры в большей мере ориентировались на западноевропейские традиции. Сам Александр Третий был по крови почти полностью немцем, его жена в девичестве была датской принцессой по имени Дагмара, а их сын Николай Второй женился на англичанке.
Так что о болезном цесаревиче Алексее современные пропагандисты могли бы сказать своей любимой фразой из Ивана Грозного: «англичанка гадит». (Кто не в курсе, грешный царь договорился с британским двором о том, что ему дадут убежище, если многотерпеливый русский народ все же восстанет и скинет незадачливого диктатора, чартерные корабли на случай эвакуации стояли наготове в Архангельске).
«Охотничий домик» в белорусский лесах
Ну да ладно. В течение веков одним из крупнейших в Европе центров дворянской охоты была деревенька Беловежа (ныне в составе Польши, в 4 км от границы с Беларусью). Здесь находились охотничьи домики польских королей: Владислава Четвертого и Августов Саксонских.
По распоряжению Александра Третьего, большого любителя рыбалки и охоты, именно здесь был построен царский охотничий дворец и разбит нем парк. (Дворец сильно пострадал во время Второй мировой войны в 1944 году и был окончательно разобран поляками в 1960-х годах, остатки парка можно видеть и сейчас).
На местной реке Наревке была создана плотина, позволившая создать два озера. От Бельска до Гайновки проложили железнодорожную ветку для удобства подъезда императорской четы и сопровождавших ее лиц и гостей. Также от Гайновки в Беловежу провели линию телеграфа. Строительство дворца шло 5 лет, первая большая охота в нем состоялась в 1894 году.
Фанфары зубрам
Тогда в Беловежу Александр Третий привез Дагмару (после крещения в православие она именовалась Марией Федоровной), сыновей Михаила и Николая и дочь Ольгу, не считая свиты (Воронцов-Дашков, Вяземский, Федерикс). 500 солдат из близлежащих военных частей и 300 крестьян из местных сел выполняли функции загонщиков. Они выгоняли животных на засады, в которых сидели охотники. Убитым животным егеря вешали на рога дощечки с именем застрелившего их охотника. Затем добыча доставлялась во дворец.
В конце мероприятия обычно наставало время штреки – торжественного выкладывания трофеев перед парадным входом во дворец. Вереди лежали туши, добытые самим императором. На каждый крупный трофей (зубр, лось, олень) отдельно указывали и трубили фанфары. Мясо поступало на кухню или раздавалось местным крестьянам. Черепа с рогами оформлялись в виде трофеев и передавались охотникам или оставались во дворце.
В 1897 году в Беловежу прибыл Николай Второй, похоронивший отца и занявший его место, со своими дядьками и свитой. В той охоте также принял участие принц Саксен-Альтенбургский, застреливший 37 животных, включая 3 зубра. Император убил 14 зверей, включая 7 зубров. В 1900 году император со свитой перестрелял столько зубров, что по итогам охоты было решено отныне убивать только старых самцов.
Как поссорились Кочубей и дядька Николая Второго
В 1903 году состоялась очередная большая охота. На ней в том числе был застрелен олень сразу с 28 отростками рогов. На него претендовали князь Кочубей и дядька Николая Второго – великий князь Николай Николаевич. Император забрал трофей себе (еще его отец Александр Третий перевел Беловежскую Пущу в собственность императорской семьи), но потом прислал обоим охотникам точные копии рогов.
Запланированная на 1906 год следующая большая охота не состоялась из-за событий революции 1905 года. В 1909 году она снова была перенесена из-за эпидемии среди копытных животных. В том же году скончались старейшие участники беловежских охот – дядьки Николая Второго, великие князья Михаил Николаевич и Владимир Александрович.
Так что охота прошла только в 1912 году, в преддверии Первой мировой войны, и стала последней. Она принесла мало удовольствия императорской чете из-за болезненного состояния цесаревича Алексея.
Империю реформировали-реформировали, да не выреформировали
Очень интересно, что в то же самое время охотой активно занимался еще один представитель императорской фамилии, смерть которого послужила формальным поводом для начала Первой мировой войны. Конечно, речь об австрийском эрцгерцоге Франце-Фердинанде, убитым с женой в Сараево сербским студентом-анархистом Гаврилой Принципом. Любопытно, что в 1902 году Фердинанд совершил официальный визит в Санкт-Петербург, чтобы поблагодарить Николая Второго, пожаловавшего ему звание генерала Императорской русской кавалерии.
Формально он являлся наследником престола Австро-Венгерской империи, но в 1900 году он женился неравным браком на чешской графине Софии Хотек, с которой познакомился на балу в Пражском Граде. Франц-Фердинанд должен был торжественно отречься от своих и прав своих будущей детей на наследие престола Австро-Венгерской империи.
Его «правительство» в венском Бельведере занималось планами реформирования империи. К 1906 году появился план преобразования Австро-Венгрии в Соединенные Штаты Великой Австрии, или Австро-Венгро-Славию. Должны были быть созданы 12 национальных автономий: чешская Богемия, Словацкие земли, польская Западная Галиция, русинско-украинская Восточная Галиция, Венгрия, Секейские земли, Трансильвания, итальянский Тренто, итальянский Триест, словенская Крайна, Хорватия и сербская Воеводина, а также 3 немецких образования и преимущественно немецкие анклавы в Трансильвании, Банате и Праге, Будапеште и Львове.
Сублимация в охоту
Получив от предков богатое наследство, Франц-Фердинанд приобрел в Чехии старинный замок с охотничьими угодьями – Конопиште: в 1893-1896 годах он был преобразован в современную резиденцию. Здесь были созданы театр, библиотека, курительный салон, ландшафтный парк с теплицами, смонтирован гидравлический лифт, проведены электричество, водопровод и канализация, оборудованы ванные комнаты и санузлы.
Здесь Франц-Фердинанд предавался охоте, в которую сублимировал свою энергию. В замке Конопиште сейчас выставляются тысячи трофеев австрийского эрцгерцога, а количество убитых им животных оценивается в сотни тысяч.
Он обладал огромной коллекцией охотничьего оружия, и когда поблизости не было подходящих животных, их привозили в клетках и выпускали перед ним, в то время как придворные подавали одно за другим ружья. В лесах вокруг замка разводили диких животных, а в замковом рву держали медведей. В путешествиях по Индии и Китаю Франц-Фердинанд также любил охотиться на слонов и тигров…
Как мы знаем, кончилось все «охотой» на самих императоров.
В заметке использованы материалы выставки «Императорские охоты прошлого и настоящего» в Дарвиновском музее Москвы, а также фото из личного архива автора.
Также на канале: