Яндекс.Дзен – платформа для блогеров, для авторов всевозможного контента. Сейчас, в том числе в свете мировых событий, многое меняется на рынке платформ. Есть ли альтернатива Дзену? Есть ли жизнь за пределами Яндекс.Дзен? Есть ли способы автору заявить о себе миру, не становясь при этом заложником платформы?
Привет всем дорогим читателям!
Ко мне часто обращаются знакомые с вопросами о том, как живётся на платформе Яндекс.Дзен авторам, а также о том, есть ли какие альтернативы, поскольку далеко не всем нравится политика платформы к авторам, да и к читателям тоже. Безусловно, Дзен – это целое явление в Рунете, которое никак нельзя игнорировать. Одно время у него не было почти альтернатив, если рассматривать платформу вкупе нескольких важнейших факторов: аудитория, монетизация, техническая составляющая. Тем не менее, жизнь наша так устроена, что всегда есть выбор, а если его в какой-то период времени нет, то обязательно появится. Другое дело, что со сменой варианта и условия могут меняться, но в этом-то вся соль: выбор предполагает и смену условий. Хочешь альтернативы – взвешивай все «за» и «против»
Есть ли альтернативные платформы?
Краткий ответ – альтернативы есть и всегда были. Самая главная альтернатива – любая социальная сеть, либо ведение личного сайта. Эти альтернативы существовали всегда.
Дзен, в какой-то мере, обладает чертами социальной сети, хотя и не вполне является ею. Нельзя назвать и чисто блогерской технической платформой, вроде Живого Журнала. Дзен – платформа, сочетающая в себе черты социальной сети, блогерской платформы (т. е. средства для форматирования и публикации текстов и прочих медиа), размещаемая на одном из главных, ключевых сайтов Рунета. Из дополнительных особенностей – монетизация контента. Причём такая, где не надо ничего дополнительно настраивать, договариваться с рекламными сетями и т. д. – все эти возможности являются интегральной частью платформы, главное под условия попадать
Каждая платформа хороша и плоха по-своему
Каждая платформа обладает своими чертами. У неё может быть что-то одно, но не быть другого. У неё могут быть определённые требования к публикациям, к формату, к технической составляющей. Аудитория также может значительно отличаться. Ожидания аудитории от публикуемого контента могут также отличаться в зависимости от платформы. Реакция на одну и ту же публикацию на разных платформах также может в отдельных случаях быть диаметрально противоположной
Самое же главное на платформах – общая политика. Скажем, те или иные платформы могут максимально ограничивать одних авторов, кого-то даже запрещать, но давать максимальную свободу и благоприятствование другим. Если удалось «попасть под эту политику», то будет всё хорошо и шоколадно. Если же по каким-то причинам впал в немилость руководству платформы, то в лучшем случае, не получишь никаких преимуществ от её использования, а в худшем случае потеряешь возможность там публиковаться далее
Может ли сайт быть выходом из ситуации?
Казалось бы, наилучший выход – завести свой сайт. Тогда будешь сам себе хозяин-барин. В какой-то мере, это действительно так и отдельные авторы так и делают. Никто не запретит (кроме закона) делать публикации в том виде, как хочется, с теми инструментами, которые нравятся. Правда, издержек здесь тоже очень много. Перечислю лишь некоторые из них:
Хостинг, поддержка. Требует денег, либо лишнего времени (если умеешь всё делать сам). В России сайты с аудиторией более 500 тыс. пользователей требуют регистрации в Роскомнадзоре
Раскрутка. Мало создать сайт. Нужно неплохо вложиться в его рекламу и прочие способы раскрутки. Не скрою, что в блогах, размещаемых на платформах, социальных сетях и т. д. тоже присутствует такая проблема, но в меньшей степени. Скажем, многие платформы в той или иной форме могут сделать бесплатную раскрутку тому или иному каналу. Например, Дзен раньше это делал через бесплатные показы потенциальной (по его мнению) аудитории
Аудитория. У платформ аудитория уже готовая, исследованная. Скажем, зная платформу, можно примерно понимать, что «зайдёт» её аудитории, а что нет. Создавая свой сайт, в принципе, можно понимать лишь примерную аудиторию. Какая она будет в реальности – как повезёт. Управлять этим процессом напрямую не получится. Готовой аудитории также не будет. История как с продажами, которые могут быть как холодными, так и горячими. На платформах аудитория горячая, она специально идёт за контентом и получает его. На сайт аудиторию нужно зазывать разными способами, что не очень-то работает
Плюсы и минусы Дзена как платформы для авторов
Я пользуюсь Дзеном как автор уже почти 4 года. Есть у этой платформы и много плюсов, но и немало минусов. Должен сказать, что часть заявленных особенностей платформы по итогу не работают так, как ожидается. Что можно отметить из плюсов, коротко:
Техническая простота публикаций. Есть идея – есть Икея всё, для её выхода в свет
Масса нужных инструментов для создания публикаций: форматирование текстов, проверка правописания; для фотографий был встроенный редактор; имеется свой встроенный редактор для видеоформата
Огромная аудитория. Потенциально, все, кто пользуется Яндексом, причём, не только главной страницей, но и поиском – авторы Дзена получают предпочтение при поисковой выборке
Техническая поддержка. Да, она есть, хотя мы и часто её ругаем. Важно, что поддержка круглосуточная. Не могу сказать, что она приветливая к авторам, старающаяся помочь им, но она есть, а вопросы многие старается решить. Как я заметил, если Яндексу платишь, то поддержка в таких сервисах идеальная. Если же Яндекс кому-то платит, то тут уже поддержка постольку-поскольку работает
Монетизация. А вот этот пункт – один из самых главных. Как и предыдущий пункт, является и плюсом, и минусом одновременно. Яндекс платит за то, что Вы, как автор, создаёте. Важно, что сам процесс выплаты довольно простой, встроенный в платформу. Проблемы не с самой монетизацией, сколько с её политикой: она непрозрачна. Бывают акции, программы поддержки авторов, в которые включают далеко не всех, и т. д.
С минусами ситуация тоже непростая:
Аудитория. По разным оценкам, аудитория Яндекс.Дзен – это порядка 50–60 млн читателей. Как происходил подсчёт – та ещё тема, но то, что аудитория миллионная – сомневаться не приходится. Другое дело – качество аудитории, её параметры, скажем так. Одно время ходила тема, что Дзеном пользуются активнее всего люди зрелого возраста (то есть 45+), хотя это не так. Об этом говорили, когда самым главным форматом публикаций были статьи. Аудитория на Дзене своеобразна по читателям – отдельные публикации могут привлечь массу так называемых хейтеров (т. е. тех, кто негативно настроен и пишет соответствующие комментарии)
Алгоритмы привлечения аудитории. Эту фишку очень любит рекламировать Яндекс, говоря, что вашу публикацию прочитают те, кто должен прочитать. Тема с хейтерами показывает, что это далеко не всегда так. Но это ладно. Хуже, когда твою публикацию не видят те, кому она бы понравилась. Любые претензии платформе? На всё один ответ – так работает наш алгоритм (а работает он непрозрачно)
Неадекватное понимание аудитории руководством. Скажем, руководство платформы плохо понимает свою аудиторию. Кто они, те люди, что чаще всего читают Дзен? Где они это делают? Приходят они сюда отдыхать, либо просветиться, либо пообщаться? На эти вопросы до конца ответить никто не может и не хочет. Отсюда бывают, к примеру, неадекватные решения по форматам, о которых поговорим в следующем пункте
Форматы. Как говорил Козьма Прутков, нельзя объять необъятное. Дзен именно это и пытается сделать. В одной платформе объединили возможность публикации статей, постов (маленьких статей), фотографий, видео, роликов. Каждый раз бывали программы поддержки тех или иных форматов, из-за чего резко портилось качество материала на платформе – все бежали пробовать новый формат, в надежде урвать копейку, а в итоге получалось так себе
Непрозрачность. Это самый главный минус. Если бы правила были понятны и прозрачны для всех, как и решения, то цены не было бы платформе. В итоге же наблюдается успешное меньшинство (чаще всего, привилегированные авторы, так называемые блатные) и желающее чего-то добиться недовольное большинство
Список минусов можно продолжить – я просто указал самые яркие из них.
Самое интересное, что Дзен можно назвать банкротом. Да, финансово может быть и нет, но как платформа – терпит фиаско. Сейчас та ситуация, когда резко оказались убиты на российском рынке конкуренты для авторов, вроде платформ от экстремистской организации Meta (авторы запрещенных платформ Facebook и Instagram), но Дзен ситуацией не может воспользоваться: испорченная репутация, вызывающая резкое желание, резкий спрос у авторов на альтернативы. А там, где спрос есть – есть и предложения. О них дальше пойдёт речь
Альтернативы Дзен на российском рынке платформ
Есть ли альтернативы Дзену? На какие платформы лучше всего обратить внимание? Сразу скажу, что отвечая на этот вопрос, надо иметь в виду также формат публикаций (у отдельных платформ есть предпочтения по публикациям, даже если они мультиформатные) и потенциальную аудиторию, её ожидания и предпочтения по контенту. Лично у меня список получился такой:
Telegram. Мессенджер с возможностью создания каналов. Предпочтительный и основной формат – текстовые публикации. Есть возможность создавать публикации с богатым форматированием, как на Дзене. Также, можно публиковать видео и аудио, фотографии, прочие файлы – однако всё это является второстепенными форматами. К тому же они мало адаптированы под клиент мессенджера. Из минусов – нет встроенной монетизации (правда, есть колоссальные возможности косвенной монетизации, например, через рекламу и прочее подобное). Большой плюс – огромная аудитория. Идеально подойдёт авторам, кто очень много пишет, так как аудитория именно читающая
Пульс. Это аналог Дзен от VK(бывшая компания Mail.Ru). Вроде как позиционируется платформа, как аналог Дзена, но если у вас личный блог, с морем фоток, личных впечатлений и прочего подобного, то это неформат. Такого рода публикации на Пульсе не приветствуются. Пульс подойдёт тем авторам, кто пишет очень серьёзные материалы. VK таким публикациям дают максимальное благоприятствование. Плюсы – монетизация в том же виде почти как на Дзене. Большая аудитория. Минусы – не имеют такого монопольного инструмента, как лента на главной странице Яндекса. Ещё из минуса – поддержка работает по графику обычной рабочей недели, отвечает достаточно медленно, хотя и очень качественно. Меня поразило, что они вчитываются в твою боль, как автора, и реально подсказывают, дают советы, помогают
VK. Это в первую очередь, социальная сеть, но с очень большими возможностями и огромной аудиторией. Можно делать блоги (через паблики или группы). Существуют разные форматы публикаций. Есть рубрикаторы (то, чего не хватает на Дзене!). Море разных инструментов от VK. Существенный плюс – можно за деньги привлекать новых читателей, через рекламу. Монетизация тоже есть, но на определённые форматы и программы. Минусы – нет халявы. В том смысле, что платформа прекрасна, если готов платить сам за раскрутку. Впрочем, как я сказал, есть программы поддержки авторов
Паблико. Появился относительно недавно новый многообещающий сайт: https://pabliko.ru
Плюсы: монетизация, развивающийся сервис (возможность вписаться туда на ранних этапах), упор на статейный формат; поддерживают авторов показами. Имеются рубрикаторы. Минусы: относительно небольшая аудитория; пока в формате стартапа; программа развития дальнейшего пока непонятна. Часть авторов Дзена ушли туда, как говорится, «в сердцах» после долгих и упорных попыток чего-то добиться. Посмотрим, может что хорошего из этого проекта и выйдет
Новые платформы. Не буду их все перечислять. Сейчас пошла тенденция на создание новых, альтернативных площадок и платформ в Рунете. Моя рекомендация, если они появляются, пробовать создать там свои зеркала или присутствия
Мой личный опыт
Лично я для себя в качестве альтернативы Дзену выбрал платформу Телеграм. Пользуясь случаем, хотел бы представить свой новый телеграм-канал «Искусство Времени».
Читающие меня давно, да и те, кто знают меня недавно, либо вообще зашёл сюда в первый раз, могут убедиться, что на канале активно используются яркие сопровождающие изображения. Это сделано не просто так — каждое изображение создаёт настроение и может сказать гораздо больше тысячи слов.
Так вышло, что изображений в разные годы я создал гораздо больше, чем выкладывал на Дзене. В «Искусстве Времени» Вы сможете взглянуть на мою галерею изображений и насладиться ими. Каждый день — новая история и новое впечатление! Заходите — с радостью всех жду!
Буду рад услышать ваше мнение и мысли на этот счёт!
Игорь Кучаев
«Лаборатория Игоря Кучаева». 2022 год