Найти тему
Marina Kiseleva

PR для стартапов: когда он нужен и когда нет

Оглавление

У вас есть стартап, вы придумали и запускаете классный продукт, который принесет вам деньги и славу, а заодно привлечет внимание инвесторов, крупных компаний и заказчиков. Первая мысль – надо срочно провести пресс-конференцию, позвать журналистов, рассказать о своем кейсе на профильных ресурсах, запустить рекламу в соцсетях… Или наоборот никому не рассказывать о проекте, чтобы не украли идею и вообще какой PR у стартапов? PR – это для крупных ребят.

Да, но не совсем.

Пиарщик в стартапе

Это многостаночник, Эдвард руки-ножницы, специалист по всему и ничему одновременно. Он может написать пресс-релиз и отправить его знакомому журналисту, завести страницу в ВК или Telegram-чат, работать с сообществом, отвечать на отзывы, собирать подборки для блога на Дзене. При этом ждать, что статья в блоге или пост в ВК конвертируется в десятки-сотни клиентов не стоит. Иначе это был бы уже не ваш пиарщик в стартапе, а руководитель медиа или маркетингового блока в агентстве или IT-гиганте.

Главный вопрос для команды, которая ищет себе пиарщика и пиарщика, который начинает работать в стартапе: какая задача стоит перед проектом и как ее решить (если можно) с помощью PR?

Спрашиваем себя:

  1. Что хотим донести и кому?
  2. Чем помогаем бизнесу?
  3. Как измеряем эффективность?

Помним, что PR в отличие от маркетинговых инструментов не обеспечит вам постоянный поток лидов, клиентов, продажи.

Какие задачи PR решает

  1. Рассказываем о новом продукте, привлекаем пользователей.

У вас презентация продукта, это главный информповод в жизни стартапа. Об этом надо обязательно рассказать. Если бы вы работали в крупной компании, вы могли бы организовать пресс-конференцию и позвать журналистов разных изданий. Если вы стартап, то можно написать о проекте в отраслевом издании или воспользоваться ресурсами институтов развития, которые вас поддерживают.

2. Формируем восприятие продукта и повышаем его узнаваемость.

Вы уже запустили продукт, но вам хочется рассказывать истории, которые важны для решения ваших задач, включаем PR, он полезен для формирования восприятия и повышения узнаваемости.

3. Привлекаем партнеров и инвесторов.

Ваш продукт применяется в производстве и помогает оптимизировать какой-то процесс? Идеально. Рассказываем про отраслевые кейсы в бизнес-изданиях: наш продукт помог решить бизнес-задачи конкретной компании, вот показатели, цитаты представителей и все дела. Все хотят себе классные решения. Покажите, что они у вас есть.

Какие задачи PR НЕ решает

Не бывает хорошего PR у плохого продукта. Вернее, бывает, но один раз.

Итак, что мы не можем сделать?

  1. Вызвать интерес к сырому продукту.

Продуктовые команды очень любят свои решения. Вы только разработали продукт, но еще не понимаете, как он будет дальше развиваться, какими будут пользовательские сценарии. У вас все работает через раз. Но вы приходите к журналисту и предлагаете о вас написать. Он вас заслуженно отправляет подальше.

Или вы его все-таки уговорили, материал вышел. К вам прибежали заинтересованные пользователи. Они хотят купить, потестить, внедрить, но у вас же ничего пока не работает и даже сайта нет. Такое вызовет только раздражение.

2. Регулярно влиять на увеличение продаж.

Вы запустили сервис, рассказали о продукте, к вам пришли клиенты. Обычно это разовая акция. Регулярность и систематичность – это про маркетинг. PR – это про всплески интереса. Стартапы не генерят такого количества информповодов и вряд ли СМИ захотят регулярно (и бесплатно) о вас писать.

3. Рассказать про еще одну классную кнопочку.

Вы сделали какую-то кнопочку, сделали пользователям удобнее. Если вы не Яндекс и ВК, это вряд ли кому-то интересно. Так что лучше просто сделать рассылку, написать в соцсетях или, например, в описании приложения.

Стартапы
4712 интересуются