Найти тему

Крымский бренд: нужна не картинка, а философия, история, система ценностей

Классный пиарщик — не тот, кто честно отрабатывает полученный заказ, а кто предвидит развитие ситуации и формирует, как говорят, повестку. Когда лет 5—7 назад Геннадий Шаталов и его сотоварищи друг за дружкой придумывали и организовывали новые конкурсы в сфере туриндустрии (национальную премию в области событийного туризма Russian Event Awards, Всероссийскую туристскую премию «Маршрут года» и Всероссийский фестиваль-конкурс «Туристический сувенир»), тема внутреннего туризма в масштабах страны ещё не была так актуальна. Шаталов явно что-то знал про эту жизнь, когда вводил в оборот слоган «Пора путешествовать по России».

Крымский сувенир: послевкусие отдыха
Крымский сувенир: послевкусие отдыха

Сегодня это государственная установка и реальность, данная нам в ощущениях, а Геннадий Шаталов — авторитетный эксперт и популярный гость на всевозможных площадках и форумах по всей России. В Крыму председатель правления ФРОС Region PR, член экспертного совета Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, общественного совета при Ростуризме и правления РСТ тоже бывает частенько. В этот раз человек в шляпе и с тростью приехал специально, чтобы провести семинар и серию практических мастер-классов для крымских ремесленников в рамках образовательного проекта «Туристический сувенир: от идеи до туриста».

Г. Шаталов
Г. Шаталов

Организатором двухдневного мероприятия выступили Центр народно-художественных промыслов Крымского государственного фонда поддержки предпринимательства и ассоциация «Палата народных художественных промыслов и ремёсел Республики Крым» при патронате Минэкономразвития РК. Как заметила руководитель ассоциации ремесленников Наталья Гордецкая, мечта и возможность объединились, чтобы совершилось действие.

— Несколько лет назад на выставке в Москве мы познакомились с Шаталовым и загорелись идеей проведения в Крыму конкурса на лучший туристический сувенир. Обратились в Дом предпринимателя, в Центр народно-художественных промыслов и получили поддержку, — рассказывает Н. Гордецкая. — Дело в том, что у нас есть великолепные мастера, шикарные изделия, но когда речь идёт о продвижении продукции, важно не только умение — надо понимать, что нужно, какие есть требования, предпочтения, характеристики. На двухдневный семинар записалось около 40 человек — ремесленников, сельхозпроизводителей, хлебопёков, авторов крымских десертов, чая. Приглашены также дизайнеры, художники, маркетологи, рекламисты, музейщики, владельцы сувенирных магазинов.

Н. Гордецкая
Н. Гордецкая

Им предложили теоретическую программу, включающую мастер-классы по понятийному аппарату, классификации и характеристикам туристических сувениров, успешным практикам, алгоритмам проектирования, создания и продвижения туристического сувенира. Второй же день полностью посвятили индивидуальным практическим консультациям.

Это сейчас Геннадий Шаталов — соавтор книги «Туристический сувенир: от идеи до туриста», в которой аккумулирован большой пласт накопленной информации, а начиналось всё, как ни странно, с колокольчиков.

— Я коллекционировал колокольчики, и в какой-то момент их количество превысило критическую массу, — поясняет он с улыбкой. — Найти что-то ещё для коллекционирования оказалось непросто. В Чите, к примеру, есть прекрасный магазин, где продают продукцию Гжели, но какой смысл везти её из Читы, ведь туристу нужно что-то аутентичное. Так в 2015 году был придуман Всероссийский конкурс «Туристический сувенир». За прошедшее время его участниками стали сотни компаний и мастеров из всех 85 регионов России. А мы убедились, что данному сообществу необходимо учебное пособие, которое помогло бы усовершенствовать свои методики.

В первую очередь, уверен Геннадий Шаталов, сувениры должны чётко проецироваться на принадлежность к территории. К примеру, турист едет в Крым, и это общее понимание. Посещение за время отдыха нескольких городов и районов — следующий этап. То есть речь идёт о некой совокупности крымского сувенира как единого бренда.

— При этом понимания, что же такое крымский бренд, сегодня не существует. Да, можно придумать и нарисовать некий логотип, но это лишь картинка, а создавать надо систему ценностей, историю, за которой люди едут, философию бренда, — рассуждает эксперт.

На самом деле здесь нет никакого великого таинства, идея вполне доступна: туристы из далёких северных широт едут в Крым за здоровьем, солнцем. Параллельно пробуют местные десерты, вина, сыр, чай, лаванду. Шаталов считает: именно эти или подобные фишки следует объединять в некий единый набор, красивый и узнаваемый, с условным названием «Крымский сувенир». Очень удобно и прекрасный подарок родным, друзьям, который можно сопроводить историей той или иной продукции. Сувенир становится продолжением отдыха, его послевкусием. И подобные идеи уже успешно работают в ряде регионов, в частности — в Сибири.

В Крыму есть золотое шитьё
В Крыму есть золотое шитьё

При этом следует учитывать — гастрономический сувенир недолговечен, в отличие от изделий местных мастеров. К примеру, своими изюминками славятся самобытные Бурятия, Алтайский край, Башкирия, Удмуртия, в Нижегородской области ищут хохломскую и городецкую роспись, филигрань.

— А я сам только что узнал, что в Крыму есть золотое шитьё! — удивляется Шаталов. — Про Торжок знает вся Россия, а здесь же, оказывается, есть свои традиции, мастера. Это обязательно надо продвигать и рассказывать, чтобы человек, направляясь в Крым, заранее знал, какие уникальные вещи может приобрести. Допустим, во всех регионах сейчас активно занимаются керамикой, но в каждом — свои особенности. У вас это должен быть не просто глиняный сосуд, а легенда! Здесь расположен самый древний город России, и необходимы истории, подчёркивающие уникальность данных мест. Нам нужно научиться гордиться старостью своих городов. Пока мы это не очень любим и в итоге плохо знаем свою страну. Нужно продвигать такие истории с помощью журналистов, блогеров, и туристический сувенир может помочь в этом деле, послужить популяризации территории.

Валентина КРАСНОПОЛЬСКАЯ
Фото автора