Представить современный автомобиль без магнитолы невозможно, а вот в советское время не каждый авто был ей оборудован. Но были счастливчики, которым удалось приобрести вполне неплохие образцы автомагнитол отечественного производства. Чем они были уникальны, какими возможностями обладали, узнаем прямо сейчас.
Как развивались аудиосистемы в СССР
В Союзе выпуск разнообразных радиоприемников для оснащения автомобилей был налажен на 20 фабриках и заводах. Основная продукция, выпускаемая на рынок, не отличалась практически друг от друга ни по функционалу, ни по внешнему виду. Хотя иногда новинки все-таки проскакивали, что несомненно радовало потребителей.
Большой удачей считалось достать аудиотехнику Муромского, Сарапульского, Гродненского заводов или подмосковной «Звезды».
Первый вариант магнитолы в СССР был представлен в 1936 г. В Европе и Америке такое чудо-техники стало доступно всего на 4-6 лет раньше. Можно сказать, что в этом вопросе советы не отстали от капиталистических стран. Первые образцы автоприемников ставили в ЗИС-101 – советский лимузин.
Попытки создать приемник, воспроизводящий музыку на виниле, провалились. Появление аудиокассет стало прорывом в производстве автомагнитол на западных рынках. В СССР такие приемники появились значительно позже. При этом зарубежные аналоги уже стали оснащаться дополнительными функциями: реверсом, поиском песен, ярким экраном. У нас же только с началом перестроечного периода инженеры стали пытаться внедрять такие опции в магнитолы.
Магнитола Тонар 1987 года
Изготовлена на предприятии «Спутник» в Белоруссии. Ими комплектовались ВАЗ 5,7 и 8 модели. Магнитола примечательна цифровыми часами, которые позволяли включать радио тогда, когда водитель запрограммировал их.
Интересной опцией в Тонаре было и переключение между диапазонами радио. Для этого существовала только одна кнопка, последовательное нажатие на которую осуществляло переключение. Магнитола была представлена в черном и серебристом цветах.
Круиз 1988 года
Приемник обладал настоящим автопоиском радиостанций, чему способствовало внедрение в его конструкцию «микрокомпьютерного управления». Оценить такие возможности полностью удалось с появлением огромного числа радиостанций в начале 90-х годов. Верхом стиля считалось, что в панель был встроен цифровой экран. Правда, он был маленьким и плохо различим.
Магнитола Урал 1991 года создания
Единственная аудиосистема СССР для авто с полноценным ЖК дисплеем. Выпускалась на заводе электроники в Сарапуле. Дальнейшие модели с таким экраном уже были российского образца. Функционал отличал автопоиск станций, запоминание 6 частот вещания, подсветка кнопок, яркий экран, который было хорошо видно. Совместим с проигрывателем кассет.
Сейчас уже такого отставания в этом сегменте нет, но поностальгировать иногда все-таки хочется.