Павловский парк – мой любимый пейзажный парк. Он хорош и для неспешных прогулок по тенистым аллеям и по многочисленным тропинкам, которые приведут вас к какому-нибудь павильону, архитектурному памятнику или скульптуре, спрятанной среди деревьев. Для любителей активного отдыха тоже найдется занятие по душе. Летом - катание на велосипеде или на лодке, зимой - на финских санях и коньках. А посетив дворец, выставки или павильоны парка, можно узнать много нового и интересного.
Парк входит в составе Государственного музей-заповедник «Павловск», памятник русского классицизма конца XVIII — начала XIX веков с коллекциями русского, западноевропейского и античного искусства. Расположен он в городе Павловск в долине реки Славянки - притока Невы, недалеко от Царского Села.
В 1777 году Екатерина II подарила эти угодья сыну Павлу – в связи с рождением Александра - первого внука императрицы. Началось строительство имения для Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны.
Долина реки Славянки была целиком оформлена Чарльзом Камероном. Удивительно живописное место, где расположилось село Павловское, напомнило ему родную Шотландию.
По течению реки зодчий виртуозно откорректировал природные формы и создал на холмах множество видовых «картин». Объем работ был огромен: нужно было создать единый гармоничный ансамбль с дворцом, парком и парковыми павильонами.
Павильон «Храм Дружбы» - шедевр классической парковой архитектуры, является доминантой района Долины реки Славянки.
Закладка павильона состоялась летом 1780 года и работа по строительству велась около двух лет.
Он поставлен на маленьком живописном полуостровке так удачно, что его отражение в спокойной воде Славянки видно отовсюду. Это одно из первых сооружений Ч. Камерона, которое он проектировал вскоре после приезда в Россию.
Находясь в заграничном путешествии, Мария Федоровна в переписке с В.Кюхельбекером живо интересовалась ходом работ. Павильон был посвящен Екатерине II.
Над входом в него должно было золотиться пространное обращение к императрице: «Любовь, почтение и преданность первых владельцев Павловска посвятили этот храм подарившей им этот участок земли». Однако посвящение сократили и была сделана надпись из бронзовых золоченых букв: «Любовь, почтение и благодарность посвятили». Тем самым Мария Федоровна пыталась примерить Павла Петровича с матерью.
Надпись, исчезнувшая после революции, воссоздана заново в ходе работ по реставрации павильона в 2008 году.
Павильон очень понравился Марии Федоровне, которая писала: «Храм в Павловском доставляет мне больше радости, чем все красоты Италии».
В Храме часто устраивались завтраки, ужины и в 1783 году рядом с ним Ч.Камерон спроектировал кухню и небольшую каменную пристань, к которой гости причаливали на пароме.
Внешний облик. Павильон «Храм Дружбы» - одно из самых совершенных созданий классической архитектуры. Следуя канонам античного искусства, а также отдавая дань моде на подобные аллегорические сооружения, Ч. Камерон строит Храм в виде ротонды, окруженной кольцом из шестнадцати каннелированных колонн дорического ордера.
Всё сооружение перекрыто плоским куполом со световым фонарем. Снаружи на целле храма в просветах между колоннами помещены медальоны-барельефы, исполненные Ж.-Д. Рашетом. В них повторяются четыре аллегорические сюжета, посвященные Екатерине II. Один из них представляет собой персонафикацию Щедрости, другой – Минерву-Викторию, третий – вручение дарственной грамоты на владение землями Павловска, четвертый символизировал Справедливость.
Над колоннами по периметру идет лепной фриз в стиле греческого триглифо-метопного фриза, где изображения дельфинов, символов дружбы, чередуются с венками, в которых представлены роза как символ любви с миртами и оливами, символами славы и почета.
Кроме гармоничной красоты, это сооружение, как и все, построенные Ч.Камероном, отличает большая прочность: толстые сваи в три ряда, каменные плиты поверх, и только потом – фундамент. Вот такая надежность и прочность заложены в такое изящное воздушное сооружение, а вблизи оно монументально и величественно.
Первоначально глухая стена ротонды была покрашена в белый цвет, а с XIX века она приобрела желтую окраску.
***
Здесь без музыки - ни слова, нет и музыки без слов.
В Крике крик раздастся снова: певчих птиц - «вольерных снов»…
Речка, холм - пейзаж, картина. Дружбы храм - кольцо колонн,
Тут на фризе ждут дельфины тех, кто дружен и влюблён!
В. Таиров. «Павловский парк» (отрывок).
Внутреннее убранство. Внутреннее убранство «Храма Дружбы» отличалось той же величавой простотой, что и внешний облик. Мощная колонная ротонда оформлена внутри по образцу римского Пантеона.
Внутри интерьера по верхнему периметру стен также идет лепной фриз, в котором чередуются сухая и цветущая ветви, как символы умирающей и возрождающейся жизни.
Свет в здание проникал через стеклянное отверстие в куполе. Ч. Камерон, переживавший, что света будет недостаточно, выписал из Англии специальное увеличительное стекло.
Лепной декор в виде виноградной лозы и ветки лавра выполнен по рисунку Ч. Камерона.
Стены внутри прорезаны нишами, в центральной из них была установлена статуя Екатерины II, сначала в образе богини мудрости Минервы, а с 1792 года – гипсовая статуя императрицы в образе Цереры - древнеримской богини урожая и плодородия, работы Ж.-Д. Рашета, которая не сохранилась.
Сейчас Храм украшают мраморные бюсты неизвестных мастеров XVIII века: Аполлон Бельведерский, Ариадна, Калигула, Ниобея, а так же Старец (Зима) предположительно Орацио Маринале. Немного о них.
Аполлон Бельведерский (в храме установлен бюст). Древнегреческий и древнеримский бог солнечного света, изображенный в образе молодого прекрасного юноши. Согласно одной из версий статуя изображает солнечного бога, только что поразившего стрелой хтоническое чудовище, змея Пифона, охранявшего вход в Дельфийское святилище.
Артур Шопенгауэр в третьей книге «Мир как воля и представление», написанной в 1819 году, упоминает Аполлона Бельведерского, восхищаясь тем, как голова статуи демонстрирует человеческое превосходство: «Голова бога муз с глазами устремлёнными вдаль, настолько свободно держится на плечах, что кажется, будто она полностью свободна от тела и больше не подчиняется его заботам».
А.С. Пушкин посвятил Аполлону восторженные строки:
Лук звенит, стрела трепещет
И клубясь издох Пифон;
И твой лик победой блещет,
Бельведерский Аполлон! (1827 г.)
Ариадна в древнегреческой мифологии - прекрасная царевна, дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Упоминалось о ней в «Илиаде» - эпической поэме, приписываемой Гомеру, в которой описывались фольклорные сказания и подвиги древних героев. В поэме написано, что Тесея и еще семь юношей и семь девушек отправили на остров Крит на съедение чудовищу Минотавру, единоутробному брату Ариадны, жившему в лабиринте. Ариадна влюбилась в Тесея и дала ему клубок ниток, при помощи которого он выбрался из лабиринта. Тесей обещал девушке жениться и они вместе уехали с Крита на остров Наксос, где юноша покинул Ариадну. Ее нашел Дионис, женился на царевне и подарил корону из семи звезд, которые после ее смерти обратились в созвездие...
Император Гай Юлий Цезарь Август Германики, известный под прозвищем Калигула – римский император, третий представитель династии Юлиев-Клавдиев, сын рано умершего Германика, известного полководца и потенциального наследника Тиберия. Своим правлением Калигула запомнился современникам и потомкам как жестокий и сладострастный тиран-безумец.
Ниобея (Необа)– в древнегреческой мифологии дочь Тантала и Дионы, жена фиванского царя Амфиона. Ниоба по праву считала себя самой счастливой женой и матерью на свете, даже счастливее многих богинь: у нее был прекрасный муж, семеро красавцев сыновей и семь красавиц дочерей.
Старец или аллегорическая скульптура «Зима», предположительно Орацио Маринали (1643-1720). Орацио Маринали – итальянский скульптор, наиболее видный представитель династии венецианских скульпторов Маринали из Бассано дель Граппа.
Красота в любое время года!
Летом в парке можно гулять целый день. Здесь есть кафешки, где можно перекусить, но мы предпочитаем брать с собой термосы с чаем, бутерброды, и любим посидеть где-нибудь в укромном уголке на скамеечке под кронами огромных деревьев или на траве на берегу речки.
***
...Наполняясь прекрасным мгновеньем,
Здесь не чувствуешь тяжести лет.
В этом отблеске красочно-раннем
Есть истории древней секрет...
Н.Кузнецова-Белова (отрывок).
Осенью парк тоже великолепен. Павильон, действительно, идеально вписывается в ландшафт парка и очень красиво смотрится на фоне позолоченных деревьев. Тихо, спокойно...
***
Славянка тихая, сколь ток приятен твой,
Когда, в осенний день, в твои глядятся воды
Холмы, одетые последнею красой
Полуотцветшия природы.
В. Жуковский
В Зиме тоже есть свое очарование, особенно когда кругом огромные сугробы. Листьев на деревьях нет и с удовольствием любуешься не только храмом, но и всеми красотами заснеженного парка.
***
Прекрасен Павловск в солнечных лучах
Зимой морозной под лазурным небом.
В сосульках весь, как в плачущих свечах,
И освещённый белоснежным нимбом.
Н.Вейков (отрывок).
А это ранняя весна: еще лежит снег, но уже появились проталины и природа начинает потихоньку оживать от зимней спячки. А огромные ели охраняют Храм.
«Императорский букет». Ежегодно летом в Государственном музее-заповеднике «Павловск» проходит яркое флористическое и театрализованное представление - фестиваль цветочного и ландшафтного искусства «Императорский букет».
В 2019 году фестиваль был посвящен проходящему в России Году театра. Весь Придворцовый район Павловского парка и Долина реки Славянки была превращена в ряд сменяющихся театральных сцен, на которых разыгрывался феерический «Спектакль цветов».
Собственный садик и парк украшали яркие и красочные цветочные композиции. Было все в цветах: вазы, газоны, клумбы - огромное море цветов...
В 2020 году из-за пандемии фестиваль не проводился, но в Павильоне «Храм Дружбы» была создана флористическая композиция «Самый большой букет Петербурга».
Слова, высеченные над входом в Храм: «Любовь, почтение и благодарность посвятили» стали девизом инсталляции, которая была посвящена медикам, спасшим тысячи жизней от коронавирусной инфекции.
Общая высота вместе с постаментом-«вазой» составляет 4,5 метра. Постамент оформлен в виде каннелированной колонны с фризом, декорированным камеями и барельефами.
В букете были использованы более 500 растений, в том числе розы, гортензии, пионы, дельфиниумы, лизиантусы. Основа для букета – специально выполненная металлическая конструкция, на которой были закреплены губки-оазисы, пропитанные влагой для цветов.
Инсталляция полностью была выполнена руками сотрудников садово-паркового отдела музея-заповедника. Фотографиями не передать ощущение восторга и аромат цветов...
***
Скрыт в рыжеватой дымке листьев павильон,
Но чистой белизной сквозь сумерки сияет.
Иду к нему, когда душа изнемогает –
Мой ориентир в миру с согласьем сопряжён.
Храм дружбы удалён проторенных путей,
Но виден всем с холмистых возвышений –
Ампир белоколонный совершенен,
В нём нет излишеств, нет пустых затей.
Есть строгость, непредвзятость, честность, ясность,
Прикосновенье духом к существу,
Так дождь омоет шумную листву,
Прочувствовав взаимность, а не разность.
Т. Кульматова. «Павильон Храм дружбы в Павловске».
Павильон «Храм Дружбы» в живописи.
"Храму Дружбы" не только посвящают стихи. Художники изображают на своих картинах этот удивительный и очень красивый павильон.
Если вы еще не были в Павловском парке и не видели павильон «Храм Дружбы», советую туда съездить - отдохнуть от городской суеты, от проблем, подышать свежим воздухом и полюбоваться красотами парка. Павильон открыт для посещения в летний период.
Если вам понравилась моя статья - ставьте лайк.
Узнать больше информации о Павловском парке можно в моих статьях:
Спасибо! Всего хорошего.