Найти в Дзене

По железным дорогам Российской империи с Прокудиным-Горским

Знакомимся с наследием фотографа-новатора

Мировой сенсацией в 2001 году стали цветные фотографии России начала XX века, показанные Библиотекой Конгресса США. Все известные до того фотографии Российской империи были чёрно-белыми.

Удивительный автор снимков Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863–1944) — фотограф и химик, зачинатель цветной фотографии в России.

Крестьянские девушки, 1910
Крестьянские девушки, 1910

Император Николай II горячо поддерживал проект Прокудина-Горского по созданию цветных снимков Российской империи с её культурой, природой, историческими памятниками, архитектурой и инженерными достижениями. По высочайшему указу Министерство путей сообщения помогло организовать фотографическую экспедицию.

Фотографу выделили самый комфортный для путешествий пульмановский вагон, в котором он отправился на Урал. В вагоне предусмотрели спальные места и оборудовали прекрасную фотолабораторию, которая легко превращалась из светлой в тёмную. Вагон прицеплялся к паровозу, отцеплялся на нужной станции и ставился на запасной путь на период работы экспедиции.

Жёлтый вагон с фотолабораторией заметен на заднем плане фотографии паровоза "Компаунд".

Паровоз "Компаунд" с пароперегревателем Шмидта, 1910
Паровоз "Компаунд" с пароперегревателем Шмидта, 1910

Паровоз запечатлён на станции Аша-Балашовская, между Пермью и Екатеринбургом. На снимке 1910 года локомотив совсем новенький — их начали изготовлять на Брянском заводе в 1909 году. "Букашки", так прозвали паровозы типа "Б", развивали скорость до 115 км/ч. До 1912 года они были самыми скоростными в Российской империи.

На фотографии, сделанной на станции Бородино, пульмановскому вагону-фотолаборатории отведён передний план — можно рассмотреть его подробно.

Станция Бородино, 1911
Станция Бородино, 1911

В путешествии по Уралу Прокудин-Горский снимает впечатляющие виды Екатеринбурга, Перми, и многих других городов и деревень.

Г. Пермь, общий вид, 1910
Г. Пермь, общий вид, 1910
Г. Екатеринбург, общий вид южной части, 1910
Г. Екатеринбург, общий вид южной части, 1910

Значительная часть снимков сделана около станций, поскольку фотограф перемещался в основном по железной дороге. Некоторые достопримечательности сохранились, так что их можно и сейчас наблюдать из окна поезда.

Монастырь Пр. Нила Столбенского, озеро Селигер, 1910
Монастырь Пр. Нила Столбенского, озеро Селигер, 1910

Фотографии Сергея Михайловича передают национальный колорит Российской империи. Например, стрелочник башкир запечатлён в традиционной одежде. Он снят у железной дороги, проходящей в городе Усть-Катав.

Стрелочник башкир, 1910
Стрелочник башкир, 1910

По поручению министра путей сообщения Сергей Михайлович часто снимал транспортную инфраструктуру.

Железнодорожный мост через реку Каму около Перми, 1905
Железнодорожный мост через реку Каму около Перми, 1905
Скалы на железнодорожном переезде у поселка Юрезанский Завод, между 1905 и 1915 гг.
Скалы на железнодорожном переезде у поселка Юрезанский Завод, между 1905 и 1915 гг.
Вид с задней площадки у ст. Симская Сам.-Злат. ж.д., 1910
Вид с задней площадки у ст. Симская Сам.-Злат. ж.д., 1910
Пермь. Дом управления Уральских жел. дорог, 1910
Пермь. Дом управления Уральских жел. дорог, 1910
Станция Лодейное Поле на Олонецкой ж.дор., 1915
Станция Лодейное Поле на Олонецкой ж.дор., 1915
Подъезд к ж.д. мосту через р. Лососинку ок. ст. Петрозаводск Мурм. ж.д., 1915
Подъезд к ж.д. мосту через р. Лососинку ок. ст. Петрозаводск Мурм. ж.д., 1915
Группа участников строительства железной дороги в районе города Кемь, 1915
Группа участников строительства железной дороги в районе города Кемь, 1915

Последнюю свою фотоэкспедицию Прокудин-Горский совершил во время Первой мировой войны в общем вагоне по только что построенному участку Мурманской железной дороги.

На дрезине под Петрозаводском по Мурманской железной дороге. 1915
На дрезине под Петрозаводском по Мурманской железной дороге. 1915

Железнодорожный мост через реку Шую. 1915
Железнодорожный мост через реку Шую. 1915

Наследие Прокудина-Горского составляет 1948 стеклянных негативов. Коллекцию можно найти в открытом доступе.

#ржд #железная дорога #прокудин-горский #история фотографии #архив