ОГЭ по русскому языку сдают в 9 классе. Это государственный экзамен, результаты которого учитываются при поступлении в колледж и при выставлении оценки в аттестат.
В ОГЭ по русскому языку три части: изложение, тестовая часть и сочинение. В статье поговорим именно о сочинении. Расскажем, какая у него структура, каких критериев нужно придерживаться и как аргументировать свою точку зрения.
Особенности сочинения в ОГЭ по русскому языку
Сочинение в ОГЭ — не просто размышления на какую-либо тему. Экзаменаторы чётко обозначили, что на ОГЭ вы должны написать сочинение-рассуждение. Что же это значит?
Рассуждение — последовательное размышление над какой-либо проблемой с приходом к какому-либо выводу. Сам ход рассуждений обязательно подкрепляется аргументами. Рассуждение на то и рассуждение, чтобы «обсудить» вопрос, привести аргументы и прийти к решению.
Сочинение пишется с опорой на текст, который дан в бланке с заданиями. Выбрать текст нельзя — он только один, но можно выбрать тему сочинения. Их всего три:
Сдающим ОГЭ на выбор предлагают три темы сочинения. Источник: ФИПИ, Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г., русский язык, 9 класс.
Как вы можете заметить, сочинения 9.1, 9.2 и 9.3 отличаются. В них по-разному сформулирована тема, а также требуется разный набор аргументов: где-то два из текста, а где-то один из текста, а один — из жизненного опыта.
Во всех трёх сочинениях объём текста — не менее 70 слов (иначе сочинение не зачтут). Также недопустим просто пересказ текста. В сочинении на текст нужно опираться, чтобы проанализировать тему.
Структура сочинения на ОГЭ
Какое бы сочинение на ОГЭ вы ни выбрали, вам нужно будет сформулировать тезис.
Тезис — фраза, которой вы во вступлении отвечаете на вопрос из задания.
Например, в сочинении 9.1 тезис — то, как вы раскроете смысл приведённого высказывания. В тезисе к 9.1 мы советуем использовать некоторые слова из высказывания (термины), смысл которого вы раскрываете. Термины — один из критериев по этому пункту в сочинении 9.1. В 9.2 и 9.3 такого критерия нет.
Этот первый критерий из сочинения 9.1. «Рассуждение на теоретическом уровне» означает, что в вашем тезисе должны присутствовать термины.
В высказывании «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже вместо слов» «знаки», «слова» — это термины. Используйте их в своём ответе.
В сочинении 9.2 тезис — то, как вы понимаете смысл фрагмента. В 9.3 — ответ на вопрос, который есть в задании (например, «как вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ?»).
Важно! В сочинении 9.3 нельзя давать определение с помощью конструкции «это когда»:
Смелость — это когда…
Определение всегда начинается с имени существительного. Поэтому в сочинении 9.3 мы напишем так:
Смелость — это качество человека, которое…
Если вы верно сформулируете тезис и комментарий, то по критерию К1 вы получите 2 балла.
Абзацы в сочинении на ОГЭ
1. Введение (тезис + комментарий к нему). Комментарий — дополнение к тезису, в нём вы должны дать дополнительную информацию. Ответьте на вопрос: что мне ещё известно об этом свойстве, качестве, явлении? Ответ на этот вопрос и есть комментарий во введении.
Ваши тезис и комментарий должны опираться на то, что написано в тексте. Иначе потом вы не сможете подтвердить свои рассуждения примерами из текста.
2. Аргумент-пример из текста + комментарий к нему.
3. Аргумент-пример из текста (или из жизненного опыта) + комментарий к нему. Внимательно читайте в задании, откуда нужно брать аргументы — из текста или из жизненного опыта. В 9.1 и 9.2 оба аргумента из текста. В 9.3 — один из текста, другой из жизненного опыта.
За правильно приведённые аргументы вы получите 3 балла.
Жизненный опыт — довольно широкое понятие. Второй аргумент для сочинения 9.3 может быть взят из литературы, личного опыта, истории, кинематографа, науки и т. д.
Каждый пример должен быть подкреплён вашим комментарием. Он не должен быть длинным — хватит буквально одного предложения. Например, если в аргументе вы говорите, что какой-то персонаж поступает храбро, то в комментарии вы раскрываете этот фрагмент, описываете его более подробно. Например:
Смелость — качество человека, которое проявляется в самоотверженных поступках (тезис). По-настоящему смелые люди действуют даже тогда, когда им очень страшно (комментарий).
В тексте автор рассказывает о мальчике, который сидит в лодке и работает вёслами несмотря на то, что очень сильно боится орудий и снарядов (аргумент из текста). Но вот этот мальчик улыбается, делает своё дело и не бросает остальных из-за своего страха. Мальчик поступает смело (комментарий к аргументу).
4. Заключение. В нём вы подтверждаете свой тезис, «пересказываете» то, о чём писали в первом абзаце.
Критерии проверки сочинения
Критерий 1 — верное формулирование тезиса и комментария в зависимости от темы сочинения.
Критерий 2 — два аргумента, которые подкрепляют то, о чём вы писали в первой части.
Критерий 3 — смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения.
Критерий 4 — композиционная стройность.
Подробнее о критериях 3 и 4. Источник: ФИПИ.
Чтобы выполнить все требования по этим критериям, достаточно чётко следовать структуре сочинения.
***
Написать сочинение на ОГЭ по русскому языку — задача, с которой вполне возможно справиться. Для этого нужно практиковаться и отрабатывать написание текста, чтобы он соответствовал всем критериям.