Найти в Дзене

Как написать сочинение на ОГЭ по русскому языку на максимум? Рассказываем!

Оглавление

ОГЭ по русскому языку сдают в 9 классе. Это государственный экзамен, результаты которого учитываются при поступлении в колледж и при выставлении оценки в аттестат.

В ОГЭ по русскому языку три части: изложение, тестовая часть и сочинение. В статье поговорим именно о сочинении. Расскажем, какая у него структура, каких критериев нужно придерживаться и как аргументировать свою точку зрения.

Особенности сочинения в ОГЭ по русскому языку

Сочинение в ОГЭ — не просто размышления на какую-либо тему. Экзаменаторы чётко обозначили, что на ОГЭ вы должны написать сочинение-рассуждение. Что же это значит?

Рассуждение — последовательное размышление над какой-либо проблемой с приходом к какому-либо выводу. Сам ход рассуждений обязательно подкрепляется аргументами. Рассуждение на то и рассуждение, чтобы «обсудить» вопрос, привести аргументы и прийти к решению.

Сочинение пишется с опорой на текст, который дан в бланке с заданиями. Выбрать текст нельзя — он только один, но можно выбрать тему сочинения. Их всего три:

-2
-3
-4

Сдающим ОГЭ на выбор предлагают три темы сочинения. Источник: ФИПИ, Демонстрационный вариант ОГЭ 2022 г., русский язык, 9 класс.

Как вы можете заметить, сочинения 9.1, 9.2 и 9.3 отличаются. В них по-разному сформулирована тема, а также требуется разный набор аргументов: где-то два из текста, а где-то один из текста, а один — из жизненного опыта.

Во всех трёх сочинениях объём текста — не менее 70 слов (иначе сочинение не зачтут). Также недопустим просто пересказ текста. В сочинении на текст нужно опираться, чтобы проанализировать тему.

Структура сочинения на ОГЭ

Какое бы сочинение на ОГЭ вы ни выбрали, вам нужно будет сформулировать тезис.

Тезис — фраза, которой вы во вступлении отвечаете на вопрос из задания.

Например, в сочинении 9.1 тезис — то, как вы раскроете смысл приведённого высказывания. В тезисе к 9.1 мы советуем использовать некоторые слова из высказывания (термины), смысл которого вы раскрываете. Термины — один из критериев по этому пункту в сочинении 9.1. В 9.2 и 9.3 такого критерия нет.

-5

Этот первый критерий из сочинения 9.1. «Рассуждение на теоретическом уровне» означает, что в вашем тезисе должны присутствовать термины.
В высказывании «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже вместо слов» «знаки», «слова» — это термины. Используйте их в своём ответе.

В сочинении 9.2 тезис — то, как вы понимаете смысл фрагмента. В 9.3 — ответ на вопрос, который есть в задании (например, «как вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ?»).

Важно! В сочинении 9.3 нельзя давать определение с помощью конструкции «это когда»:

Смелость — это когда…

Определение всегда начинается с имени существительного. Поэтому в сочинении 9.3 мы напишем так:

Смелость — это качество человека, которое…

Если вы верно сформулируете тезис и комментарий, то по критерию К1 вы получите 2 балла.

-6

Абзацы в сочинении на ОГЭ

1. Введение (тезис + комментарий к нему). Комментарий — дополнение к тезису, в нём вы должны дать дополнительную информацию. Ответьте на вопрос: что мне ещё известно об этом свойстве, качестве, явлении? Ответ на этот вопрос и есть комментарий во введении.

Ваши тезис и комментарий должны опираться на то, что написано в тексте. Иначе потом вы не сможете подтвердить свои рассуждения примерами из текста.

2. Аргумент-пример из текста + комментарий к нему.

3. Аргумент-пример из текста (или из жизненного опыта) + комментарий к нему. Внимательно читайте в задании, откуда нужно брать аргументы — из текста или из жизненного опыта. В 9.1 и 9.2 оба аргумента из текста. В 9.3 — один из текста, другой из жизненного опыта.

За правильно приведённые аргументы вы получите 3 балла.

Жизненный опыт — довольно широкое понятие. Второй аргумент для сочинения 9.3 может быть взят из литературы, личного опыта, истории, кинематографа, науки и т. д.

Каждый пример должен быть подкреплён вашим комментарием. Он не должен быть длинным — хватит буквально одного предложения. Например, если в аргументе вы говорите, что какой-то персонаж поступает храбро, то в комментарии вы раскрываете этот фрагмент, описываете его более подробно. Например:

Смелость — качество человека, которое проявляется в самоотверженных поступках (тезис). По-настоящему смелые люди действуют даже тогда, когда им очень страшно (комментарий).

В тексте автор рассказывает о мальчике, который сидит в лодке и работает вёслами несмотря на то, что очень сильно боится орудий и снарядов (аргумент из текста). Но вот этот мальчик улыбается, делает своё дело и не бросает остальных из-за своего страха. Мальчик поступает смело (комментарий к аргументу).

4. Заключение. В нём вы подтверждаете свой тезис, «пересказываете» то, о чём писали в первом абзаце.

Критерии проверки сочинения

Критерий 1 — верное формулирование тезиса и комментария в зависимости от темы сочинения.

Критерий 2 — два аргумента, которые подкрепляют то, о чём вы писали в первой части.

Критерий 3 — смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения.

Критерий 4 — композиционная стройность.

-7

Подробнее о критериях 3 и 4. Источник: ФИПИ.

Чтобы выполнить все требования по этим критериям, достаточно чётко следовать структуре сочинения.

***
Написать сочинение на ОГЭ по русскому языку — задача, с которой вполне возможно справиться. Для этого нужно практиковаться и отрабатывать написание текста, чтобы он соответствовал всем критериям.