Дорожное строительство – это дело очень затратное. В России на него ежегодно выделяются десятки и сотни миллиардов рублей. При этом наши дороги по сравнению с общеевропейским уровнем стоят дешево (в этом вы убедитесь чуть позже). В такой ситуации невольно задумываешься: на что идут все эти деньги?
По данным «Ведомостей», в 2015 году структура затрат на капитальное дорожное строительство была такой:
- Строительство искусственных сооружений – 63,5%
К ним относятся мосты, путепроводы, эстакады и тоннели. Возведение таких конструкций – работа крайне ответственная. Для этого нужны сложные инженерные расчеты, а также много дорогих стройматериалов: прочного бетона, железной арматуры, щебня и песка высших марок и других. - Строительство самой дороги – 16,9%
Эта статья расходов зависит от целого ряда факторов, которые мы подробно рассмотрим ниже. - Выкуп земель, разработка территории, подготовка стройплощадки – 12,6%
Просто так взять и начать строить дорогу нельзя. Сначала нужно снести все старые постройки, которые находятся на пути будущей трассы. А если она проходит через лес, необходимо вырубить деревья и выкорчевать корни. А если земля не находится в собственности застройщика (что бывает довольно часто), то ее первым делом придется выкупить или взять в долгосрочную аренду. Необходимо также проложить временные подъездные пути для самосвалов и строительной техники. - Прокладка и перенос инженерных коммуникаций – 7,1%
К ним относятся газо-, водо- и нефтепроводы, канализация, линии электропередач, оптические и телефонные кабели, рельсовые пути. Все эти работы в обязательном порядке согласовываются с собственниками коммуникаций и местными или федеральными властями.
Если представить все данные в виде диаграммы, это будет выглядеть следующим образом:
Как видите, основная часть средств, которые выделяются из бюджета, идут даже не на строительство дороги. Более 80% составляют сопутствующие расходы.
Если вы строите новую дорогу с нуля, то нужно понимать, что одними затратами на материалы, аренду или покупку техники и оплату труда рабочих вы не ограничитесь. Остальные расходы тоже нужно обязательно учесть при подготовке.
С другой стороны, здесь можно усмотреть и светлую сторону. Например, если вы хотите покрыть уже существующую грунтовку в своем СНТ асфальтом, то затраты на такие работы будут минимальными. Ведь не нужно ни выкупать землю, ни расчищать территорию. Потратиться придется только на само асфальтирование.
Стоимость обустройства новой дороги зависит от таких факторов:
- Категория и характеристики дороги
- Тип дорожной одежды
- Особенности территории
- Стоимость и доступность строительных материалов
Давайте остановимся на каждом из них подробнее.
Категория и характеристики дороги
Все автомобильные дороги в России классифицируются в соответствии с их техническими характеристиками и значимостью. На основании этого деления устанавливают приоритеты ремонта и уборки.
Всего существует 5 категорий:
- I
Это трассы с количеством полос не менее 4 и широкой разделительной полосой. Попасть на них можно только через специальные въезды или с примыкающих дорог. Сюда относятся все автомагистрали и скоростные дороги, а также дороги общегородского значения. - II
Это крупная нескоростная трасса с 2-4 широкими полосами движения и разделительной полосой. На ней могут обустраиваться регулируемые и нерегулируемые перекрестки. В эту группу попадают дороги между районами города, жилой застройкой и промзонами, селами и деревнями. - III
Двухполосная трасса без обязательной разделительной полосы. Это основные дороги местного значения в спальных районах города, селах и деревнях. - IV
Узкие двухполосные трассы, рассчитанные на низкую интенсивность движения. К ним относятся проезды и второстепенные дороги местного значения. - V
Однополосное полотно шириной от 4,5 м, не предназначенное для постоянного движения машин. Это, например, квартальные и внутридворовые проезды, подъезды к домам и земельным участкам.
С более подробной классификацией дорог и улиц вы можете ознакомиться в нашей статье Нормативы уборки снега в городе.
Несложно догадаться, что чем выше категория дороги, тем дороже обходится ее строительство. Это обусловлено и шириной проезжей части, и требованиями к используемым материалам.
По данным Минтранса, в 2017 году средняя стоимость дорожных работ была такой:
Кроме того, на себестоимость дорожного полотна влияют и другие его технические характеристики:
- Радиусы кривых
- Уклон дороги
- Наличие перекрестков и примыканий
Чем сложнее выглядит будущая трасса на чертеже и плане местности, тем дороже будут работы по ее обустройству.
Тип дорожной одежды
Нормативные документы допускают разные варианты обустройства дорожного пирога. Выбор подходящего зависит от условий его эксплуатации.
При этом учитывают такие критерии:
- Интенсивность движения
- Режим движения (среднюю скорость, возможность резких разгонов и торможений, крутых поворотов)
- Тип нагрузки (легковая или грузовая)
- Климатические условия
Исходя из них выбирают оптимальную конструкцию дорожного пирога и материал покрытия.
В СП 34.13330.2021 приведена следующая классификация дорожных одежд:
Разница между разными типами дорожных одежд такая:
- Капитальные покрытия обустраиваются с расчетом на способность выдерживать высокие нагрузки и долгий срок службы. Они применяются на дорогах, по которым регулярно движется легковой и грузовой транспорт.
- Облегченные покрытия используются там, где нагрузки невысокие и можно сэкономить на количестве и качестве материала. Это внутриквартальные проезды, парковки легкового транспорта, а также дороги в селах и коллективных садах, где нет постоянного транспортного потока.
- Переходные дорожные одежды – это грунтовки, отсыпанные щебнем (гравием) или укрепленные вяжущим, а также мостовые. Как правило, они носят временный характер. Хотя во многих селах и деревнях такие дороги служат десятилетиями, и местные власти не торопятся их асфальтировать.
Вы можете заметить, что асфальт попал в группу как капитальных, так и облегченных покрытий. В первом случае используется материал высокого качества, часто обогащенный добавками полимеров, резиновой крошки или стабилизирующих волокон. А вот при строительстве облегченной дорожной одежды могут применяться асфальтобетонные смеси марки II и с более низким содержанием щебня или гравия (типы Б, В).
Примерная стоимость дорожной конструкции разных типов будет такой:
- Капитальный тип – от 1500-3000 рублей/м2
- Облегченный тип – от 500-1500 рублей/м2
- Переходный тип – от 250-400 рублей/м2
Обратите внимание, что это минимальные расценки, которые носят ориентировочный характер. Они могут резко увеличиться, когда в дело вступят еще два фактора, которые мы рассмотрим ниже.
Особенности территории
При любом капитальном строительстве большое внимание уделяется топологическим и геологическим изысканиям на местности. Без них нельзя возвести надежную и долговечную конструкцию, которая прослужит не один десяток лет.
При проектировании дороги принимают во внимание следующее:
- Рельеф территории
Это наличие гор и холмов или, наоборот, впадин, обрывов и лощин. Резкие перепады высот нужно компенсировать путем выемки грунта или создания насыпей, из-за чего вырастает стоимость строительства. - Климатические особенности
Практически все стройматериалы теряют прочность под воздействием воды и многократных циклов заморозки и оттаивания. Чтобы дорога прослужила дольше в условиях сурового климата, для ее обустройства нужно тщательно отбирать сырье по критериям водо- и морозостойкости. - Инженерно-геологические особенности
К ним относятся несущая способность грунта, его склонность к пучению и просадкам, а также уровень грунтовых вод. От этих характеристик зависит сложность работ по подготовке земляного корыта и основания под будущую дорогу. - Наличие застройки в районе строительства
На укладку в этих условиях накладываются дополнительные ограничения. Нужно следить, чтобы трасса располагалась на допустимом расстоянии от домов, а загрязнение окружающей среды было минимальным. Кроме того, проводить работы в ночное время в черте населенного пункта запрещено. - Наличие природоохранных зон
Это заповедники, национальные и природные парки, природные заказники, памятники природы, дендропарки и ботанические сады. Прокладывать дорогу напрямую через такие территории запрещено. Из-за этого увеличивается протяженность дороги и, как следствие, затраты на ее строительство.
Стоимость и доступность строительных материалов
Эта статья расходов имеет яркую региональную специфику. Ведь каждый субъект России имеет свою уникальную ресурсную базу. Сырье, которое стоит копейки в одной области, может быть очень дорогим в другой.
При строительстве дороги и производстве асфальта используются:
- Песок или отсев
- Щебень или гравий
- Минеральные порошки
- Битум и битумные эмульсии
- Геотекстиль
- Цемент
- Модифицирующие добавки (полимеры, резина, целлюлозные волокна и другие)
Как правило, самым дорогим материалом из списка является битум и его производные. Это объясняется тем, что местные каменные карьеры есть во многих регионах страны. А вот нефтеперерабатывающие заводы – это явление более редкое. И если требуется материал действительно высокого качества, то его часто приходится привозить издалека, а то и вовсе импортировать.
Теперь вы знаете, из чего складывается стоимость строительства дороги. Это сложный процесс, который зависит от большого числа переменных. И разброс расценок здесь может быть очень велик.
Полную версию данной статьи вы найдете на нашей странице.
Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте.
#асфальт #асфальтобетон #асфальтовое покрытие #асфальтобетонное покрытие #асфальтированное покрытие #асфальт для дорог #асфальт для дорожного строительства #дороги из асфальта #асфальтовые дороги #полезные советы