Чем больше читаю Достоевского, тем яснее становится, почему он никогда не входил в круг моих любимых писателей. Сплошной болезненный надрыв, истерические герои, тяжелые судьбы, деревянные игрушки, прибитые к потолку... Не сказать, что жизнь персонажей Толстого или Тургенева значительно легче. Но сами герои там в разы адекватнее и не склонны к черной меланхолии, нервическим припадкам, бесконечным слезам-горячкам и прочей радости психиатров.
"Хозяйка", кстати, очень напоминает гоголевскую "Страшную месть", тут ни к гадалке, ни к Википедии не ходи. Даже главную героиню зовут так же - Катерина. И роковым в ее судьбе становится злой гений Илья Мурин, годящийся ей в отцы (а то и незаконный отец, тут писатель наводит тень на плетень). Мурин - контрабандист, разбойник или чего похуже, сегодня уже старый, но некогда "борода его была как смоль черна, глаза горели, словно угли". Про него ходят слухи, будто старик - колдун ("образам не молится, хозяевам не кланяется"), умеет предсказывать будущее, даже лечить. Этакий прототип Распутина. Добавляет интриги и то, что на момент встречи с рассказчиком, молодым человеком Ордыновым, старик с Катериной регулярно ходят в церковь, где девушка неистово молится: "Черты лица ее по-прежнему были потрясены чувством беспредельной набожности, и слезы опять катились и сохли на горячих щеках ее, как будто омывая какое-нибудь страшное преступление".
Катерина - редкая красавица, но "слабое сердце", давно подпавшая под влияние Мурина. "Слабому человеку одному не сдержаться! Только дай ему все, он сам же придет, все назад отдаст... Дай ему волюшку, слабому человеку - сам ее свяжет, назад принесет". Даже любовь, вспыхнувшая между молодыми людьми, не смогла одолеть почти мистических чар Мурина. Катерина - явно слегка помешанная. Плюс девушка страдает приступами беспричинного страха (паническими атаками, как сказали бы сегодня). Таковой она стала не без помощи Мурина, на что прозрачно намекает автор.
Сам же главный герой, Ордынов - типичный неприкаянный молодой человек Достоевского. "Родителей он не знал; от товарищей за свой странный, нелюдимый характер терпел он бесчеловечность и грубость, отчего сделался действительно нелюдим и угрюм". Окончив университет, Ордынов нигде не работает и существует на скромное наследство, ведя жизнь отшельника и истово занимаясь наукой. Лишь необходимость подыскать новую квартиру вывела его на улицы Петербурга и столкнула со странной парочкой в церкви, куда герой случайно забрел. Заинтригованный, Ордынов находит их скромное жилище и снимает у Мурина с хозяйкой комнату. Ох, знал бы герой, что это разрушит его жизнь...
Повесть получилась слегка детективной, немного сентиментальной, определенно в духе романтизма, с изрядной примесью фольклора и мистики. И насквозь пропитанной достоевщиной. Немного юмора тоже найдется: "А неприятно, когда глупый человек, которого мы прежде любили, может быть, именно за глупость его, вдруг поумнеет, решительно неприятно".
Достоевский не счел нужным до конца объсниться с читателем, так что многое осталось за кадром, в виде намеков или предположений. Язык тоже непростой. Все это, надо признаться, придает повести особое очарование. Иначе сюжет превратился в бы скучный рассказ о том, как молодой человек пытается увести жену у арендодателя, да кишка тонка.
Морально тяжело читать Достоевского. Но в гениальной передачи самых темных, сокровенных глубин человека, доскональном знании психологии писателю не откажешь. Что ни книга, то наглядное пособие для медицинского психиатрического справочника. В общем, продолжаю. Ежики плакали и кололись, но...