Польский фильм 1985 года «Медиум» можно назвать неким провозвестником знаменитого мистического нуара «Сердце Ангела», который несколькими годами позже снял гениальный Алан Паркер. Хотя в то же самое время в качестве источников вдохновения для создания «Медиума» нужно указать не менее прославленные ленты: «Змеиное яйцо» Ингмара Бергмана и «Жестяной барабан» Фолькера Шлёндорфа.
В советском прокате «Медиума» (насколько помним) не было – в финале картины наличествовало несколько излишне откровенных сцен, да и сама оккультная идея казалась непривычной. Хотя в Европе фильм оценили очень высоко, он даже получил несколько наград на фестивалях, специализирующихся на триллерах.
Сразу же отметим, что в данном случае использование термина «медиум» в корне неверно. Ибо речь идет не о посреднике между миром живых и умерших, а об очень сильном «маге», способном на расстоянии подчинить себе волю иного человека. С позволения сказать, эдакий доктор Мабузе.
Зрителя с самого начала знакомят с людьми, которые попали по его воздействие. Некий польский коммерсант, который, пребывая в беспамятстве, несколько раз приезжает из Варшавы в Сопот. Комиссар полиции, неизменно просыпающийся на пляже. Школьная учительница, коя из раза в раз пытается украсть из музея шикарное платье.
Впрочем, в какой-то момент люди приходят в себя, в непривычном месте, не понимая, что же на самом деле произошло. Полицейский в итоге идет на работу. Бизнесмен отбывает обратно. А учительница с извинениями возвращает платье обратно в музейную экспозицию.
Оригинальная мистическая задумка, так сказать, некая магическая формула этих странных манипуляцией не очень ясна. Хотя зрителя постепенно подводят к главной мысли. Предполагается устроить некую инсценировку, если угодно, мистический косплей, в котором должны принять участие люди, точь-в-точь похожие на участников трагических событий, случившихся с Сопоте в конце 19 века.
И вот тут нужны ещё некие пояснения, так как без оных критики давали категорически неверные трактовки. Мол, на улице стоит октябрь 1933 года, а в Польше у власти сторонники Гитлера. Дескать, это такая злая ирония в адрес Ярузельского.
Ничего подобного. Польский курорт Сопот, который в 70-ые годы был местом поведения весьма популярного музыкального фестиваля, выходил в состав Данцига. А тот после окончания Первой мировой войны был провозглашен «вольным городом», то есть особой территориальной единицей, находившейся под особым патронажем «Лиги наций».
Данциг был населен преимущественно немцами, хотя и не относился к Германии. Формально здесь была демократия, однако после прихода к власти Гитлера (январь 1933 года) тут заметно усилились позиции местных национал-социалистов, которые фактически приобрели под свой контроль (легальным путем) здешний сенат.
Так что никаких скрытых политических намеков. Если не считать того, что именно указанные национал-социалисты хотят заполучить под собственную «опеку» могущественного «медиума». А тот всего лишь намеревается стать вновь ребенком. И всё это происходит на фоне полного затмения солнца, что есть как бы указание на абсолютное помутнение европейской политики 30-ых годов.