Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Балансирующий на грани приличий мистический триллер из социалистической Польши

-2

Польский фильм 1985 года «Медиум» можно назвать неким провозвестником знаменитого мистического нуара «Сердце Ангела», который несколькими годами позже снял гениальный Алан Паркер. Хотя в то же самое время в качестве источников вдохновения для создания «Медиума» нужно указать не менее прославленные ленты: «Змеиное яйцо» Ингмара Бергмана и «Жестяной барабан» Фолькера Шлёндорфа.

В советском прокате «Медиума» (насколько помним) не было – в финале картины наличествовало несколько излишне откровенных сцен, да и сама оккультная идея казалась непривычной. Хотя в Европе фильм оценили очень высоко, он даже получил несколько наград на фестивалях, специализирующихся на триллерах.

Сразу же отметим, что в данном случае использование термина «медиум» в корне неверно. Ибо речь идет не о посреднике между миром живых и умерших, а об очень сильном «маге», способном на расстоянии подчинить себе волю иного человека. С позволения сказать, эдакий доктор Мабузе.

Зрителя с самого начала знакомят с людьми, которые попали по его воздействие. Некий польский коммерсант, который, пребывая в беспамятстве, несколько раз приезжает из Варшавы в Сопот. Комиссар полиции, неизменно просыпающийся на пляже. Школьная учительница, коя из раза в раз пытается украсть из музея шикарное платье.

Впрочем, в какой-то момент люди приходят в себя, в непривычном месте, не понимая, что же на самом деле произошло. Полицейский в итоге идет на работу. Бизнесмен отбывает обратно. А учительница с извинениями возвращает платье обратно в музейную экспозицию.

Кадр из фильма «Медиум» (1985)
Кадр из фильма «Медиум» (1985)

Оригинальная мистическая задумка, так сказать, некая магическая формула этих странных манипуляцией не очень ясна. Хотя зрителя постепенно подводят к главной мысли. Предполагается устроить некую инсценировку, если угодно, мистический косплей, в котором должны принять участие люди, точь-в-точь похожие на участников трагических событий, случившихся с Сопоте в конце 19 века.

Кадр из фильма «Медиум» (1985)
Кадр из фильма «Медиум» (1985)

И вот тут нужны ещё некие пояснения, так как без оных критики давали категорически неверные трактовки. Мол, на улице стоит октябрь 1933 года, а в Польше у власти сторонники Гитлера. Дескать, это такая злая ирония в адрес Ярузельского.

Кадр из фильма «Медиум» (1985)
Кадр из фильма «Медиум» (1985)

Ничего подобного. Польский курорт Сопот, который в 70-ые годы был местом поведения весьма популярного музыкального фестиваля, выходил в состав Данцига. А тот после окончания Первой мировой войны был провозглашен «вольным городом», то есть особой территориальной единицей, находившейся под особым патронажем «Лиги наций».

Кадр из фильма «Медиум» (1985)
Кадр из фильма «Медиум» (1985)

Данциг был населен преимущественно немцами, хотя и не относился к Германии. Формально здесь была демократия, однако после прихода к власти Гитлера (январь 1933 года) тут заметно усилились позиции местных национал-социалистов, которые фактически приобрели под свой контроль (легальным путем) здешний сенат.

Кадр из фильма «Медиум» (1985)
Кадр из фильма «Медиум» (1985)

Так что никаких скрытых политических намеков. Если не считать того, что именно указанные национал-социалисты хотят заполучить под собственную «опеку» могущественного «медиума». А тот всего лишь намеревается стать вновь ребенком. И всё это происходит на фоне полного затмения солнца, что есть как бы указание на абсолютное помутнение европейской политики 30-ых годов.