Недавние исследования кандидата географических наук Л.В. Анзимирова пролило свет на древнюю историю Вичуги. Оказывается, через территорию будущего города Вичуги проходил древнерусский торговый водный маршрут с волоком у Вичуги.
В древности строительством лодок занималось племя кривичей. Оно обладало прорывной для средневековья технологией разведения бортов лодок гнутьем, что позволяло делать более широкие лодки из дубов меньшего диаметра. Мастера именовались словом «каря», а заготовки для лодок именовались «каринами». Наиболее выгодные места производства лодок находились в местах волоков, а населённые пункты, в которых жили мастера, назывались Карино (или Харино). На месте любого древнего волока можно найти такой населённый пункт.
В Вичугском районе также есть деревня Харино, она располагается в районе древнего волока на водном маршруте из Волги в Клязьму и Оку. Этот маршрут проходил по рекам Сунжа, Пезуха, далее двухкилометровый волок до реки Сеймна, далее по рекам Возополь и Лух до впадения в Клязьму.
В древности торговый путь из «варяг в персы» старался обходить кусок Волги от Кинешмы до впадения в Оку, так как он был очень опасный, здесь занимались грабежами ушкуйники.
Существовало три правобережных дублера Волги. Кроме вичугского маршрута, два других проходили через реки Которосль и Ухтохма.
Другое важное условие для топонимов Карино-Харино – это наличие поблизости дубов, из которых производились лодки. В окрестностях вичугской деревни Харино до сих пор можно встретить дубовые рощи. Кроме того, в местном вичугском говоре существует такое слово как дубровник, которое означает просто лиственный лес. Это говорит о том, что в древности тут росли дубы, но их все извели и на их месте вырос лиственный лес из берез и осин.
Ещё один интересный факт: часто рядом с топонимами Карино-Харино находятся топонимы, которые связаны с древней речной инфраструктурой, с названиями частей древних судов или технологий. И тут мы подходим к самому интересному моменту – объяснению имени Вичуга.
Слово «Вичуга» происходит от корня «вича» и корня «га». «Га» означает «реку», а вот «вича» (или «вица»), в широком смысле, означает прут, из которого можно что-либо свить. А в более узком смысле «вица» - это деревянная веревка, которой связывали плоты или сшивали корпуса лодок. Веревку эту плели из предварительно пропаренных прутьев, веток или молодых стволов ивы, березы или черемухи, т.е. тех кустарников и деревьев, которые растут в пойме рек…
Таким образом, Вичуга – это река, на берегах которой заготавливали «вицу» для изготовления лодок, а также для других бытовых целей (плетения корзин и прочего).
Значение вичугского волока могло возрасти с 12 века, когда князь Андрей Боголюбский построил крепость Гороховец недалеко от устья реки Лух. И просуществовал он, видимо, вплоть до 17 века. Об этом говорит такой любопытный факт. Когда в начале 16 века князю И. Бельскому был подарен город Лух, то возникло Лухское княжество со всеми атрибутами независимости: своим войском, судом, со своими налогами. В том числе были свои таможни: одна располагалась в селе Мыт на Лухе, а вторая располагалась на вичугской земле. Т.е. обе таможни контролировали на границах Лухского княжества торговые потоки, следовавшие по водному пути из Оки в Волгу (и обратно) через вичугский волок. И лишь в 17 веке, когда возросло значение Кинешмы на Волге, которая стала менее опасна для торговых маршрутов, а значение вичугского водного пути, наоборот, стало утрачиваться, таможенные сборы были перенесены в Кинешму.
Возникает также вопрос, не связано ли зарождение ткачества на вичугской земле с наличием торгового водного пути? Известно, что в середине 17 века в Вичуге уже процветала торговля тканями.
#волок #вичуга #древняя русь #этимология #судостроение #лух