Неоднократно я здесь выкладывал какие-то подборки своих любимых фильмов. Вот только очевидно, что когда-то мы вместе с вами смотрели всё это великолепие не по щелчку пальцев, а потому что другого варианта не было. Смотрелось абсолютно всё, что можно было добыть на видеокассетах. Не знаю, как вы, а я неоднократно оказывался, скажем так, на общих просмотрах каких-то фильмов. Речь не о видеосалонах, это другая история, а я говорю именно о том варианте, когда у кого-то собиралась толпа. Бралась видеокассета с каким-то фильмом, и начинался просмотр. Зачастую фильм смотрелся по второму или третьему разу. Я даже не смогу сосчитать сколько раз вот так мы смотрели толпой «Бойцовский клуб» или «Матрицу». Собиралось человек семь, и если находился хотя бы один, кто не видел, то мы смотрели по десятому разу относительно свежий фильм.
Бывали и эстетские просмотры. То есть покупался какой-то старый фильм вроде «Птиц» или чего попроще и просмотр проходил вдвоём или втроём. Надо заметить, что и приобретение кассет было ещё той задачей. Допустим ту же «Матрицу» или «Титаник» не составляло проблем купить, когда они вышли. Но ведь регулярно начиналась какие-то поиски специфических фильмов. Какой-нибудь «Аптечный ковбой» не так-то и просто было выявить на прилавках. Ну, или там «Обед нагишом». Специфических фильмов всегда хватало, и откуда-то существовала тяга к их просмотру. Самое забавное, что находили не только фильмы, но и информацию о них. То есть если человек тянется к какому-то искусству, то он даже без всякого интернета сможет найти искомое.
Отдельной строкой у нас всегда шли просмотры каких-то концертов. Смотрели всё. Начиная от «The Beatles» в Японии и заканчивая новым клипом «Korn». Помните же, раньше были видеокассеты с подборками клипов? Вот это великолепие и поглощалось. Особо ценились лично мной подборки клипов одной группы. До сих пор помню какую радость испытывал достав кассету «Marilyn Manson». Там были все его видео до девяносто девятого года включительно. Ну и да. Слово «достать» имело хитрое значение. Сейчас так оно уже не используется.
Если начать вспомнить на чём именно мы смотрели кассеты, то тут нужно будет писать диссертацию. Каких только агрегатов за 90-е годы не встречалось. Особенно пёстро всё это дело выглядело в самом начале десятилетия. К концу того времени в целом у всех уже были схожие видеомагнитофоны, но их ценность никто не отменял. Человек, у которого не было своего видеомагнитофона жил чуть ли не в вакууме. У меня в семье, кстати, его долго не было. Слава богу, были друзья, которые устраивали те самые совместные сеансы просмотра и фильмов и концертов.
Довольно занятно сейчас наблюдать за детьми, которые не знают, что существует мир без интернета, где ты не посмотришь ничего, если у тебя нет физического носителя. Парадокс в том, что сейчас выбор просто огромен, можно смотреть круглосуточно что-то и потратить на это десять жизней, но в итоге всё равно не посмотришь и десятой части того что посмотреть следовало бы.
Не оставляет меня ощущение, что с развитием мира потерялась сама ценность в произведениях искусства. А кинематограф, на мой взгляд, это без сомнений искусство. Кстати этим и объясняется развитие сериалов. Человеку теперь мало посмотреть полнометражный фильм. Ему надо, что б всё было растянуто во времени. Надо это и производителю. Он так заманивает к себе аудиторию.
Не то что бы это плохо, я люблю сериалы, но ощущение, что кинематограф обесценился, меня давно уже не покидает. Не составляет он теперь ценности и для молодого поколения. Это мы часами в 90-е годы могли смотреть каких-нибудь черепашек-ниндзя. Помните же этот суперфильм? Теперь же у детей есть возможность играть в них друг с другом сквозь расстояния. Для меня совсем неудивительно, что сейчас мой сын играет с кем-то по сетке, а его собеседник может находиться в это же самое время за тысячу километров.
Ну и как в таких условиях смотреть фильмы-то? Тем более, какой смысл собираться большими компаниями? Новое поколение будет вспоминать что-то другое. Так, наверное, и должно быть. Для моего же поколения видеомагнитофон был окном в волшебные миры, и именно он дарил нам незабываемые радости.
Понятное дело, что на смену видеомагнитофону пришли проигрыватели с дисками, но вокруг них не было того культа и ажиотажа. Как-то время и технический прогресс ускорились в новом тысячелетии. Да и период царства дисков был недолгим. Буквально уже к концу нулевых годов появился интернет, а вместе с ним и безбрежное море онлайн просмотров всего и вся. И естественно всё это не нашло того отражения в культуре как видеомагнитофон. Помните же песню в исполнении Юрия Хоя? «Этот шухер, этот сон – видеомагнитофон». Вот это отражение и есть. Возможно когда-то кто-то так же напишет об интернете. Но это уже совсем другая история.
У меня же на сегодня всё, спасибо вам за внимание и до новых встреч.