Здравствуйте
А интересная сегодня тема. Условимся, что поговорим о физической боли (о душевной – это отдельная история). Некоторые писатели обходят тему стороной по разным причинам.
► Одни считают, что главный герой вообще не должен болеть, а если такое с ним случается, то в книге упоминать незачем – ну кому это интересно? Писатель же не бабушка у подъезда, с упоением вещающая о болячках. А в книге это все неважно.
► Другие думают, что такие описания могут быть неприятными читателю. Какие-то вещи даже «стыдные», интимные (сама болезнь, проявления, процедуры и т.д.), потому их описания должны быть максимально краткими.
► Ну а третьи мало знают, не понимают, не умеют описывать, потому сводят все к упоминанию типа:
У нее заболела голова…
Он порезал руку… и т.п.
То есть просто констатируют факт.
Констатация факта болезни хороша, например, когда речь идет о животном. Собака не расскажет об ощущениях, а вот действия человека здесь важны:
Чтобы избежать расчёсов, собаку привязывали между ножками кресла – за ошейник и задние лапы. Распятое животное лежало спокойно только тогда, когда в комнате кто-то был – и Вера с родителями установили дежурство. Например, мама говорила: «Я с утра могу быть дома, но потом у меня лекция». Тогда Вера ехала с утра в универ, высиживала две первые пары, а потом бегом мчалась домой – сменить.
Кожная форма пошла на спад, оставив подживающие струпьями раны – полностью расчёсов, скорее даже, раскусов до костей избежать не удалось. Но начались головные боли. Теперь щенок спал в Вериной постели. Ночью он просыпался. Поскуливал, протяжно, с подвыванием. Вера, не открывая глаз, нащупывала приготовленный с вечера шприц с анальгином, насаживала иглу. К этому моменту глаза уже разлеплялись. Вера делала инъекцию, ждала, гладила щенка. Затем отключалась снова, рывком, будто кто-то и правда повернул рубильник.
Головные боли со временем тоже прошли. Но постепенно развивался парез. Встать щенку удавалось не с первого раза, а после задние лапы отказали совсем: Жека ползала, опираясь на передние, бессильно волоча зад. (Татьяна Виноградова, «Мы в ответе»)
Между тем, описание боли – это описание ощущений, которые испытывает герой и которые заставляют его действовать так или иначе. Вот что важно!
Начнем с общих правил описания болевых ощущений
Я выделю пять важных элементов, на которые стоить обратить внимание:
1. Болевые ощущения заставляют персонажей действовать так или иначе
Без этого понимания беглец карабкается по скале со сломанными руками, дама с жуткой мигренью сосредоточенно читает документ, бедолага с диареей спешит на свидание… Шучу, конечно, но примеров, когда персонажи действуют, забывая о боли, достаточно как в книгах, так и в кино.
А уж о распространенных странных действиях окружения (друзей, коллег, спутников…) говорить можно бесконечно. Это и
► знаменитый вопрос к «бессознательному» телу типа «Ты в порядке?», ► бесстрашная помощь типа «вытащу из пасти монстра» (антипомощь),
► и поцелуй вместо искусственного дыхания,
► и элементарное неумение наложить ту же шину, остановить кровотечение, сделать массаж сердца и т.д.
► и незнание персонажа: дать нужное лекарство, понять симптомы, провести какую-то процедуру…
Может ли быть у героя такой спутник-неумеха? Вполне. Но и его действия должны быть обоснованными. А уж если он понимает и разделяет боль – отлично (в любом жанре):
Вселенная без конца и края. Никто толком не знает, как мое сознание может почти мгновенно преодолеть такое расстояние, отыскать невидимый сгусток боли и намертво вцепиться в эту боль зубами. И рвать, терзать, раздирать ее на части в попытке помочь. И почему наши способности проявляются только на расстоянии больше пятисот миллионов километров.
Беру Hошу на себя.
Сломанные ребра, рваные легкие, капли алого дождя вокруг головы.
Я здесь. Я с тобой. Стану твоим дыханием, биением сердца, потоком крови. Разделю твою муку, страх и отчаяние. Не отпущу туда, где ничего нет. В черный колодец без дна. (Алла Френклах, «Шоколадка с орехами»)
2. Виды болевых ощущений
Описывать боль, с одной стороны, просто – достаточно упомянуть что и как болит у персонажа, с другой – сложно, потому что эти ощущения многочисленны, разнообразны.
Писателям с медицинским образованием легче, конечно, остальным – сложнее. Боль и болевые ощущения – это не совсем одно и то же.
Я в конце недели опубликую словарик «Классификация видов боли», может, кому-то пригодится. Здесь об этом говорить не буду.
Писателю самому хорошо бы знать, что испытывает его герой. Небольшой список болевых ощущений позволит описать все точнее.
3. Точки болевых ощущений
За болевые ощущения отвечают рецепторы на поверхности кожи, во внутренних органах, мышцах. Это тоже хорошо бы учитывать, если вы даете детальное описание.
Например, у героя болит голова. А где? Ломит виски, горячая макушка, отдает в затылок, давит на глаза… Сердечная боль вовсе не ощущается в самом органе и т.д.
Иногда достаточно сравнения:
Адаши со всей мочи принялся колотить облюбованный прут. Быстро-быстро, родовой магией: раз человеческих сил не хватило, может, умение выручит?
Ребра ладоней разбил в кровь. Замерзшие руки боль чувствовали много сильнее, но надо терпеть. Эх, не быстрота тут нужна – сила!
«Крепкий клюв!»
Он стиснул зубы и обоими душами призвал Лебедя. Подсоби, предок!
Адаши видел, как это умение использовали дед, отец и самый старший из братьев. Ладони вместе, пальцы клином, сжать крепко – и бей!
Говорят, иные так могучего бизона валили насмерть.
Адаши ударил – целый вдох ничего не происходило, а затем прут перед молодым лебедем и два – нет, четыре, шесть! – соседних пошли трещинами и осыпались черной пылью.
Пальцы отозвались лютой болью, словно он сломал их все разом. Но это неважно. (Андрей Волковский, «Испытание»)
Далее поговорим о том, что такое «порог» болевых ощущений, как они проявляются и воспринимаются.
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература