Найти тему

Фармацевтическое право - новая отрасль права

Оглавление

Фармацевтическое право– новая отрасль права, которая с каждым годом привлекает всё больше юристов. Фармправо находится на стыке права, медицины и естественных наук.

Для того, чтобы разобраться в том, что такое фармправо и стоит ли идти работать в эту индустрию, я отвечу на несколько вопросов:

1. Каковы особенности рынка фармацевтики?

2. Что такое фармацевтическое право?

3. И как стать юристом в этой области?

Рынок фармацевтики

Фармацевтика не существует обособлено. Она является отдельным сегментом на рынке life sciences.

Life sciences – науки о жизни, широкий комплекс фармацевтических, медицинских изделий и технологий, а также медицина в её классическом понимании.

Нет единого рынка Life sciences. Единого рынка Life sciences не существует. Он включает в себя множество различных сегментов. Причина его сегментированности проста - рынок является сегментированным по одной простой причине: life sciences нацелены на излечение заболеваний, а болезней огромное количество. Следовательно, каждая из ниш может заниматься излечением одного заболевания, которое имеет свою специфику и подход.

Рынок life sciences включает в себя следующие сегменты: классическая фармацевтика, биотех, медтех, дженерики и биосимиляры, agrobio.

Классическая фарма – условно традиционные лекарственные средства, полученные химическим путем.

Фармацевтика присутствует на всех рынках (кроме B2b, C2c).

-2

Справка:

B2b — business to business («бизнес для бизнеса»). Это коммерческая деятельность, при которой клиентами являются другие компании и предприниматели.

B2c — business to consumer («бизнес для [конечного] потребителя».) Под ним понимают продажу товаров и услуг клиентам-физлицам для личного потребления. Продовольственный гипермаркет, интернет-магазин или маленький офис юридической консультации для населения.

B2g — business to goverment («бизнес для государства»). Продажа товаров и услуг государственным органам и учреждениям. В России коммерческие взаимоотношения частного сектора с государством строятся через систему госзакупок.

C2c — consumer-to-consumer (потребитель – потребителю). Это как онлайн-продажи, так и торговля в оффлайн, где в качестве и продавца, и покупателя выступают физические лица.

Рынок данной индустрии различается от стандартного B2C, так как существует еще один важный элемент – медицинские работники, врачи (квази-потребители), которые назначают рецепторные препараты. Следовательно, фармкомпании взаимодействуют как с врачами, а уже после с конечным потребителем, так и с потребителями на прямую. Эту особенность необходимо учитывать, например, при заключении договоров.

На данном этапе российский фармацевтический рынок находится на стадии развития. 60% от общего рынка России занимают российские препараты. Именно поэтому в life sciences law как никогда, требуются грамотные юристы.

Фармацевтическое право

Фармацевтическое право – это индустриальная отрасль права, система регулирования правовых отношений, возникающих в сфере организации лекарственного обеспечения и фармацевтической деятельности.

Фармацевтическое право включает в себя знания в различных отраслях: административное право, гражданское право, информационное право, таможенное право, налоговое право, договорное право, конкурентное право, уголовное право и др.

Методология фармацевтического права сочетает в себе императивный и диспозитивный методы.

Императивный – контроль и надзор за обращением, регистрацией лекарственных средств.

Диспозитивный – при поставке лекарственных средств, установлении прав и обязанностей контрагентов, обеспечение качества препаратов.

В фармацевтической отрасли преобладает императивный метод, так как присутствует приоритет охраны жизни и здоровья гражданина, где роль государства велика.

Фармправо или индустрия life sciences– одна из самых сложных отраслей права.

-3

Юрист в индустрии life science

Есть несколько путей развития юриста в данной отрасли:

- консалтинг;

- инхаус юрист.

Юридический консалтинг – услуга, имеющая консультативный характер, направленная на решение вопросов в правовой отрасли. Проще говоря, юридическая фирма, занимающаяся поддержкой бизнеса.

Инхаус юрист – работа в специализированной компании (в данном случае фармацевтической). Юрист числится в штате сотрудников фирмы.

В каждом есть свои плюсы и минусы, здесь нельзя точно ответить на вопрос «а куда же пойти начинающему юристу в области фармправа?». Каждый решает самостоятельно, исходя из поставленных целей.

На сегодняшний день начинающему юристу необходимо сочетать в себе soft и hard skills. Компании не требуют от выпускника юридического ВУЗа знаний химии и биологии, которые безусловно, полезны для фармацевтики. Не требуют они и детального знания бизнеса, международных дипломов и т.д.

Молодому юристу важно иметь базовые юридические знания (приоритет гражданского и административного права); обладать навыками коммуникации и убеждения; уметь вычленять главное из документов, разговоров с клиентами; понимать, как устроен бизнес; знать английский язык (уметь поддержать беседу на юридическую тему, составлять договоры).

Если студент, действительно хочет стать профессионалом, многие компании готовы закрыть глаза на пробелы в праве, неидеальное знание языка.

Самое главное в любой работе – «горящие глаза».

Рекомендуемые источники:

1. Мельникова О.А. Понятие фармацевтического права // Медицинское право. 2014. N 4. С. 21 - 24.

2. Проект «моя специализация: как не потеряться в юридическом мире?» URL: https://youtu.be/bOsBcgyMvnk

3. Курс «Введение в Life Sciences Law» URL: https://youtu.be/UMdm_x8I_U8

Ольга Власова, студентка 2 курса Института права и предринимательства.