Найти в Дзене

Оживающий гербарий, или Краткий курс плоскостной флористики. Урок первый

Моя первая картина, созданная в технике ошибана.
Моя первая картина, созданная в технике ошибана.

Здравствуйте, друзья! Продолжим тему, начатую накануне. Речь пойдёт об искусстве ошибана ( сухой цветок по - японски), о создании картин из засушенного и спрессованного природного материала.

Впервые я познакомилась с такими произведениями 20 с лишним лет назад. Мой муж ездил в командировку в Нижний Новгород и привез оттуда набор открыток с изображением картин тамошнего известного художника Александра Николаевича Юркова. В основном это были пейзажи. Пейзажи как пейзажи. Ничего особенного на первый взгляд. Но когда муж сказал, что изображенные на них деревья, реки, мосты, люди и животные не нарисованы, а собраны из мелких кусочков листьев, трав и лепестков и наклеены на арголит или картон наподобие мозаики, я очень удивилась. Это казалось неправдоподобным. Ни дать, ни взять – настоящая живопись, маслом по холсту. Муж рассказывал, что всем гостям Нижнего Новгорода в обязательном порядке рекомендовали посетить музей Юрковка, организованный Александром Николаевичем в подвале, кажется, своего дома. Вход был бесплатным, встречал посетителей зачастую сам художник. Там и продавались наборы открыток, один из которых купил мой супруг.

А. Н. Юрков назвал свою технику (невиданную доселе) флорийской мозаикой (от слова флора). Трудно сказать, слышал ли художник когда - либо о том, что этому искусству уже 6 веков и придумали его в Японии для воспитания самураев. Скорее всего, нет. Но ведь известно, что всё новое – это хорошо забытое старое.

Автопортрет А. Н. Юркова
Автопортрет А. Н. Юркова

К сожалению, Александра Николаевича уже нет в живых. А его подвал - музей затопило прорвавшейся из трубы водой. Но картины, как пишут знающие люди, удалось спасти, и они теперь хранятся в городском музее.

Чтобы сотворить такое произведение, не требуется больших финансовых затрат. Всего- то и надо – кусок арголита, фанеры или плотного картона. Это основа, на которую будут наклеиваться с помощью клея ПВА фрагменты листьев или целые листочки, лепестки цветов, всевозможные травинки, семена, пух растений, мох, луковая и чесночная шелуха, кожура фруктов и овощей, береста и другой растительный материал. В качестве рабочих инструментов выступают тонкие кисточки, зубочистки, ножницы обычные и, если найдёте, с закруглёнными концами, пинцет, пара тряпочек или салфеток, одна из которых должна быть влажной. Это всё.

Картина А. Н. Юркова
Картина А. Н. Юркова

Для оформления уже готовых картин потребуются рамки со стеклом. Я, например, запаслась в своё время довольно большим количеством таких рамок в магазине Леруа Мерлен. Кстати, в комплекте с ними идут и задники – плотные картонки, на которые можно сразу и наклеивать листочки - цветочки. Правда, картон имеет свойство немного выгибаться после высыхания работы, но это не так уж страшно, просто нужно как можно скорее вставить такую картину в рамку и хорошо зафиксировать.

В крайнем случае, можно обойтись и без стекла. Но тогда ваша картина может пострадать: часть растительных фрагментов может осыпаться, а сама картина покрыться пылью, которую будет трудно удалить, не испортив ваш шедевр. Так что не стоит рисковать.

Пейзаж А. Н. Юркова
Пейзаж А. Н. Юркова

Некоторые мастера покрывают свои готовые работы ещё и лаком для пущей сохранности. Но я так не делаю.

К сожалению, не все листья и лепестки долго сохраняют яркость и сочность цвета. Некоторые начинают блекнуть и выгорать уже через год – два. Особенно не стоек зелёный цвет. Но есть и «долгожители», которые могут оставаться в первозданном виде многие годы.

Японцы придумали специальные рамки, в которые герметично упаковывают подобные картины, выкачав из этих рамок воздух. В вакууме, пишут, картины будут «как новенькие» десятилетиями. Но мне такие рамки у нас в магазинах не попадались. А специально где - то заказывать пока не было желания.

Прежде чем сделать свою первую картинку я долго изучала «теорию» в Интернете. Внимательно разглядывала работы признанных мастеров и начинающих. И лишь затем решилась на первую «пробу пера». Что из этого вышло – судите сами. Картинка получилась незатейливая: ваза из лепестков мальвы разных оттенков, цветы в ней – натуральные дельфиниумы с моей собственной клумбы да ромашки с пустыря недалеко от дома. Скатерть на столике – из кусочков стебля лука порея. Фон (тот, что в крапинку) из осенних листьев конского щавеля, а справа – из листочков тигровой лилии, ставших коричневыми к концу лета. В общем, я её слепила из того, что было…

Продолжение следует.