Найти тему
Кот Баюн

Цари Древней Македонии

Цари Македонии считали своим предком греческого героя Геракла. О том, какими путями потомки Геракла оказались на троне Македонского царства, о переписывании древнего мифа в угоду политической необходимости и о зарождении государственности исторической Македонии рассказывает эта статья.

Другие статьи из серии «История Македонии»:

Македония. От древних времен до дорийского нашествия

Возвращение Гераклидов

Дорийское вторжение

Македония на рубеже Бронзового и Железного века

Македония. Железный век

Схема рода Гераклидов
Схема рода Гераклидов

Не так давно, в статье Возвращение Гераклидов мы вспомнили миф о том, как потомки Геракла на протяжении нескольких поколений пытались вернуть себе власть над Пелопоннесом. Причем получилось это только у его праправнуков – Темена и Кресфонта (Аристодем до победы не дожил), которые и поделили между собой области Пелопоннеса, не забыв оделить землями своих соратников и сыновей павшего брата. По результатам жеребьевки Аргос достался Темену, вскоре ставшему жертвой заговора собственных сыновей, которые не смогли удержать власть и бежали из Аргоса. Относительно имен сыновей Темена, их количества и обстоятельств их жизни античная мифологическая традиция «путается», выдавая совершенно разные версии.

Так выглядит генеалогическое «древо» македонских царей по версии Геродота и Фукидида
Так выглядит генеалогическое «древо» македонских царей по версии Геродота и Фукидида

Один из «ранних» вариантов родословной властителей Македонии изложен у Геродота: «… Из Аргоса бежали в Иллирийскую землю трое братьев — потомки Темена: Гаван, Аероп и Пердикка. Из Иллирии, перевалив через горы, братья прибыли в Верхнюю Македонию, в город Лебею. Там они поступили за плату на службу к царю. Старший сторожил коней, второй пас коров, а младший Пердикка ухаживал за мелким скотом. …» А затем местный басилевс отказался от их услуг, причем в качестве платы «… указал на солнце, лучи которого проникали в дом через дымовое отверстие в крыше …». Старшие братья оторопели от подобной «щедрости» царя, но младший – Пердикка «… очертил ножом, который носил с собой, на полу дома солнечное пятно. Затем он трижды зачерпнул себе за пазуху солнечного света из очерченного круга и удалился вместе с братьями …».

Братья ушли, а обиженный (!) царь, спустя некоторое время выслал за ними погоню, но догнать братьев помешала вовремя разлившаяся река. «… Братья же прибыли в другую часть Македонии и поселились поблизости от так называемых Садов Мидаса, сына Гордия. … Братья завладели этой местностью и отсюда покорили остальную Македонию ...». Первым царем Македонии, согласно этой версии предания, как и полагается в сказках, стал умненький младший брат, под именем Пердикка I. «… Базовая история в том виде, в котором она рассказана Геродотом и Фукидидом ... несомненно, отражает собственную традицию македонян об их ранней истории ...» Ю. Н. Борза. Вероятно, именно на эту легенду ссылался Александр Филэллин, доказывая свое греческое происхождение олимпийским судьям.

Эврипид (485 – 405 г. до н. э.) – один из крупнейших драматургов Древней Греции. Обиженный на сограждан «за непризнание его заслуг» в 408 г. до н. э. покинул Афины и уехал, по приглашению царя Архелая, в Македонию, где жил до своей кончины.
Эврипид (485 – 405 г. до н. э.) – один из крупнейших драматургов Древней Греции. Обиженный на сограждан «за непризнание его заслуг» в 408 г. до н. э. покинул Афины и уехал, по приглашению царя Архелая, в Македонию, где жил до своей кончины.

Со временем Македонское царство поднабрало сил и поднакопило богатств, а его царям, по многим причинам, понадобилась причастность к греческой цивилизации. Первоначальный бесхитростный и прямолинейный миф перестал устраивать македонских владык, жаждущих быть признанными равными с правителями Эллады. Прибытие в Македонию в последнее десятилетие V в. до н. э. знаменитого на весь греческий мир драматурга Эврипида, было как нельзя кстати, для «обновления» истории македонской монархии и ее популяризации среди эллинов. Легенда о Теменидах (Аргеадах) вступила в новую стадию развития, и миф о происхождении македонского царского дома был приукрашен новыми подробностями. В этом варианте сказания, изгнанного сына Темена, безусловно «совершенно случайно», звали, как и царя-спонсора Эврипида, Архелаем.

Изгнанный своими братьями, он пришел к фракийскому царю Кисею, которого в это время одолевали враги. В благодарность за помощь монарх обещал беглецу руку своей дочери и царский венец в будущем. Архелай одолел противников, но когда пришел за наградой, коварный царь попытался его убить, заманив в яму-ловушку, заполненную раскаленными углями. Но раб-слуга предупредил героя, тот сам столкнул Кисея в яму, после чего бежал и долго скитался. Во время странствий Архелай посещает Дельфийского оракула и узнает, что должен следовать за козой, по пути к своему предназначению. Как только подходящая коза попадается ему навстречу, скиталец долго идет за ней, пока не оказывается в Македонии, где становится царем и строит город Эги (по-гречески «козы»).

Благодаря легенде об «отце-основателе» козьи изображения часто встречались на македонских монетах: Серебряная монета из Эг конца VI в. до н. э.
Благодаря легенде об «отце-основателе» козьи изображения часто встречались на македонских монетах: Серебряная монета из Эг конца VI в. до н. э.

После насильственной смерти Архелая, погибшего во время охоты или же ставшего жертвой заговора, политическая борьба в Македонии вспыхнула с новой силой, за власть боролись три ветви рода Аргеадов. В угоду политической необходимости старый миф был переписан еще раз, Архелай из него исчез, зато появились три новых персонажа – Каран, Кен и Тирм. Согласно «новому прочтению» сказания они предшествовали Пердикке I. Сложно сказать, когда именно появилась эта редакция македонской истории. «… Данный рассказ продолжал передаваться от одного местного македонского историка к другому на протяжении IV в. до н. э., и к римской эпохе был широко известен в ряде версий ...» Ю. Н. Борза. Первые, достоверно известные, упоминания о данном варианте легенды относятся ко второй половине IV в. до н. э., времени правления Филиппа II, когда она была включена в несохранившиеся труды Феопомпа из Хиоса. До нас его сочинения дошли через «третьи руки», они обильно цитировались римским писателем I в. н.э. Помпеем Трогом, которого в свою очередь цитировал римский писатель III в. н.э. Марк Юниан Юстин.

-6

«Каран в сопровождении множества греков, получив повеление оракула искать место для поселения в Македонии и пришедший в Эматию, последовал за стадом коз, искавших укрытие от непогоды, и овладел городом Эдесса, прежде чем жители из-за густого тумана и дождя узнали о его приближении. Он превратил этот город в центр правления, и после свято соблюдал обычай, куда бы ни вел войско, держал тех коз впереди знамен, чтобы в своих вылазках иметь этих животных проводниками к расположению своего царства. Он переименовал город, в прославлении своего счастливого везения, из Эдессы в Эги [то есть город коз], и назвал обитателей эгитами. Вытеснив в последующем Мидаса (потому что тот занимал часть Македонии) и согнав других царей с их земель, он обосновался как единственный монарх во всех этих землях, и был первым, кто, сплотив племена разных людей, основал Македонию как единое целое.» Марк Юниан Юстин.

Более короткая и прозаическая версия деяний Карана приводится другим писателем III в. н.э. Евфорионом: «… Каран, следуя предсказанию оракула, вступил в Македонию во главе греческих колонистов, построил город и правил македонцами. И прежний город Эдессу переименовал в Эги из-за изобилия коз ...».

Воин из фракийского племени трибаллов. Художник Жоан Франческ Оливерас Паллерольс (Joan Francesc Oliveras Pallerols)
Воин из фракийского племени трибаллов. Художник Жоан Франческ Оливерас Паллерольс (Joan Francesc Oliveras Pallerols)

Два других македонских царя, Кен и Тирм, «вставленных» перед Пердиккой и правивших в VIII в. до н. э., никаких особых деяний не свершили, сказать про них нечего. Пердикка I – в зависимости от варианта мифотворчества, либо первый, либо четвертый по счету царь Македонии. Вроде бы правил в конце VIII – начале VII в. до н. э., именно под его «чутким руководством» македоняне спустились с гор и основали первую столицу Македонии Эги (Вергину), хотя другие варианты легенды приписывают эти заслуги Карану или Архелаю. Согласно преданию, Пердикка предсказал, что его род сохранит царскую власть, пока македонских правителей будут хоронить в Эги. Традиция прервалась на Александре Македонском, похороненном вне Македонии, великий завоеватель стал последним царем из рода Аргеадов. Следующий правитель Македонии – Аргей, много воевал с иллирийцами и прославился тем, что во время одного из сражений вывел на поле боя македонских девушек. Они не вступали в бой, но показались врагам издалека, иллирийцы, думающие, что это подходит многочисленное подкрепление, в беспорядке отступили. Этот эпизод упомянут в «Стратегмах» Полиэна. Его сын - Филипп I Македонский, большую часть своей жизни провел в войнах с фракийцами и иллирийцами. Во время одного из сражений он погиб, оставив страну пребывавшему в младенчестве сыну - Аэропу I.

Иллирийский воин
Иллирийский воин

Иллирийцы решили воспользоваться тем, что македоняне остались без вождя и начали очередную войну, в приграничном сражении македонское войско было разбито. Воины сочли, что потерпели поражение из-за отсутствия царя, ведь в древности цари кроме должности военного вождя исполняли еще функции верховного жреца. В следующее сражение они взяли с собой колыбельку с царем-младенцем и поставили ее позади воинского строя. Так они привлекали внимание своих богов, кроме того, каждый воин знал, если он побежит, то их беззащитный повелитель попадет в плен или погибнет. В этом бою иллирийцы были наголову разгромлены, а царство спасено. Больше никакой толковой информации об этом правителе нет, хотя царствовал он тридцать шесть лет, достаточно долгий срок даже для более спокойных времен. Следующий царь - Алкет I Македонский, последний в списке легендарных правителей Македонии. О нем известно только то, что правил он в те времена, когда Кир Великий был царем Персии. Его сын – Аминта I первый из македонских царей, кто является исторической личностью, а не легендарным персонажем.

«Козий статер» царя Аминтаса I
«Козий статер» царя Аминтаса I

Точными сведениями о существовании Аминты мы обязаны грекам, уже довольно «плотно» освоившимся в Македонии и персам, как раз во время правления этого царя превратившими страну в своего вассала. Тем не менее, нам неизвестны подробности его правления, да и о личности самого Аминты мало что известно. Дата начала его правления - 547 годом до н. э., известна только из «Хроники» Евсевия Кесарийского, срок конца его жизни и царствования, как и начало царствования его сына – Александра I Филэллина остается од вопросом. Многие историки, изучавшие прошлое Македонии, пытались совместить легенды о царской династии Тименидов и известные нам благодаря археологическим раскопкам или обрывкам из сочинений античных авторов сведения о жизни македонских племен на территории будущего Македонского царства (подробнее ЗДЕСЬ: Македония. Железный век).

Успеха не удалось добиться никому, слишком глубоко оказалась похоронена память о былых событиях под чисто мифологическими конструкциями. Чтобы подвести итог рассказу о легендарных царях Македонии и перейти к «исторической части» нашего рассказа, стоит привести слова американского историка Ю. Н. Борза, вполне отражающие взгляды современной науки: «… Происхождение македонской царской династии примерно так же темно, как и происхождение македонского народа. … О первых пяти царях Македонского государства мы знаем меньше, чем о царях античного Рима. Умерший в начале V в. до н. э. Аминта I — древнейший из македонских царей, о котором есть определенные исторические сведения ...».

Знатный македонец
Знатный македонец

И все же, благодаря археологии и античным авторам, мы можем реконструировать общий ход процесса создания Македонского царства. Это тем проще сделать, что Македония несколько «задержалась в развитии» по сравнению с Центральной и Южной Грецией, и многие общественные институты, уже ставшие анахронизмом в Элладе, продолжали там сохраняться даже при Александре Великом. Прежде всего, стоит отметить, что македонские племена развивались в условиях ограниченных рельефом местности ресурсов и острой конкурентной борьбы за пастбища и охотничьи угодья. Как следствие – замедленное развитие и межродовая вражда, препятствующая вплоть до IV в. до н.э. объединению во имя достижения общих целей. На новый уровень это противостояние вывело переселение на рубеже VIII и VII в. до н.э. значительной части македонян на равнины, и последующее объединение союза этих племен под властью царя. Племена же «Верхней Македонии» продолжали сопротивляться централизации власти: «… Самые сильные тенденции к децентрализации исходили от племен Верхней Македонии — линкестов, орестов и элимиотов, которые, по словам Фукидида и Ксенофонта, выступали против объединения Македонии. Линкесты с помощью иллирийцев вплоть до Александра возглавляли антигосударственную оппозицию ...» А.С. Шофман.

«… по мере развития племенной жизни, были образованы племенные центры: Элимиотида на верхнем Галиакмоне, Орестида у устьев этой реки, Линкестида в плодоносной котловине на среднем Эригоне, Тимфайя в горах у эпирской границы. Эти области составляли Верхнюю Македонию ...» А.С. Шофман.
«… по мере развития племенной жизни, были образованы племенные центры: Элимиотида на верхнем Галиакмоне, Орестида у устьев этой реки, Линкестида в плодоносной котловине на среднем Эригоне, Тимфайя в горах у эпирской границы. Эти области составляли Верхнюю Македонию ...» А.С. Шофман.

После появления во второй половине VIII в. до н. э. греческих колоний, на македонских берегах начинает налаживаться торговое и культурное взаимодействие приморских македонян с Элладой. Это вызывает ускоренное развитие ремесел и, как следствие, подвижки в общественной жизни, усиление царской власти, большую централизацию государства. Племена Верхней Македонии отчаянно противились попыткам царей подчинить себя, причем не гнушались привлекать к этому противостоянию своих соседей – иллирийские и пеонийские племена. Несколько столетий македоняне воюют как с иллирийцами, фракийцами, пеонами, боттиеями, так и со своими родичами из Верхней Македонии. Память об этой отчаянной борьбе осталась, как вы могли видеть выше, в легендах о первых царях Македонии. В 520 г. до н. э. Македонское царство захватывает горную область Эордея, имеющую важное стратегическое значение, отсюда македонские цари могли нанести удар по племенам линкестов и орестов. Завоевание Эордеи вызвало новые войны с иллирийцами и племенами Верхней Македонии. Примерно в это же время с запада на границы Македонского царства усилился натиск фракийцев, а несколько позднее появилась и Персидская империя. В этих непростых условиях царю Македонии - Аминте I пришлось принимать непростые решения, чтобы не только сохранить свое государство, но и, с помощью иноземных захватчиков, преумножить его силы. Впрочем, об этом в следующий раз.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

«Формирование древнемакедонского государства (по археологическим данным)» О.В. Крыкина

«История античной Македонии» А. С. Шофман

«История античной Македонии (до Александра Великого)» Ю. Н. Борза

«История» Геродот

-12

Другие статьи из серии «История Македонии»:

Македония. От древних времен до дорийского нашествия

Возвращение Гераклидов

Дорийское вторжение

Македония на рубеже Бронзового и Железного века

Македония. Железный век

-13