Выпускник Томского индустриального института (ныне политехнического университета) Александр Носов мог быть одним из тех немногих, кто провожал Юрия Гагарина в космический полет непосредственно перед стартом. Он должен был быть там, на первой стартовой площадке Байконура, ведь до 24 октября 1960 года, за без малого шесть месяцев до знаменитого гагаринского «Поехали!», инженер-полковник Носов занимал должность заместителя начальника космодрома по опытно-испытательным работам. Но – не случилось. Страшная катастрофа, случившаяся в тот октябрьский день, унесла жизнь воспитанника Томского политеха и еще 73-х инженеров, специалистов, военачальников…
Уроженец города Барнаула Александр Носов поступил в Томский индустриальный институт имени С.М. Кирова в 1935 году. Вуз окончил в июле 1941 года. В годы войны - техник авиаполка на Дальневосточном фронте, затем инженер в действующей бомбардировочной авиации.
После Победы, в Германии, начался «военно-космический» период в жизни А.И. Носова. В 1948 году в качестве старшего инженера-испытателя он приступил к работе на Государственном центральном полигоне «Капустин Яр», созданном для испытания советских баллистических ракет. В апреле 1955-го инженер-майор Носов стал заместителем командира войсковой части № 11284, расквартированной в Казахстане. Или, иначе, заместителем начальника по опытно-испытательным работам 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР, известного сегодня как космодром «Байконур». К слову, начальником космодрома был в то время человек, тоже связанный с Томском – Алексей Иванович Нестеренко, выпускник Томской артиллерийской школы.
Носов был одним из главных участников и технических руководителей, всех производимых тогда экспериментальных пусков боевых и исследовательских баллистических ракет. Говоря официально, «внес большой личный вклад в создание и отработку действий наземных служб запуска космических аппаратов».
После успешного запуска в октябре 1957 года запуска первого в мире искусственного спутника Земли начальнику стартовой команды А.И. Носову было присвоено воинское звание «инженер-полковник» и почетное звание Героя Социалистического Труда. Карьера складывалась блестяще, впереди – главный космический старт человечества. Команда первых космонавтов уже на завершающей стадии подготовки. Кандидатура Юрия Гагарина еще не утверждена, но он – в числе лидеров отряда.
Что же произошло 24 октября 1960 года?
В тот день Александр Иванович должен был отсутствовать на космодроме. Его ожидала командировка в Москву, но он задержался, чтобы быть в сопровождении главного маршала артиллерии М.И. Неделина, пожелавшего лично участвовать в испытательном запуске баллистической ракеты Р-16. Эта задержка стоила Носову жизни.
На этапе выполнения предстартовых работ из-за грубого нарушения процедуры подготовки ракеты произошел несанкционированный запуск двигателей второй ступени. Последовали мощнейший взрыв и пожар, на месте погибли 74 человека, еще 49 получили сильные ожоги. Кроме руководителя испытаний, сгорели заживо главный маршал артиллерии, конструкторы, военнослужащие. Генеральный конструктор ракеты Янгель чудом остался жив – отошел покурить за бетонную стену. Стартовый комплекс был полностью уничтожен.
...Замначальника космодрома «Байконур» вместе с товарищами по службе похоронили в Солдатском парке, в братской могиле. «Закрытым» указом президента РФ от 20 декабря 1999 года военнослужащие из состава боевого расчета пуска ракеты Р-16, в том числе Носов, были награждены орденами Мужества. Посмертно.
Когда в космос взлетал Гагарин, следы катастрофы полугодовой давности еще оставались на космодроме. Не бывает побед без неудач. Гагаринская дорога в космическое пространство была проторена многими людьми. Одним из них был политехник Александр Иванович Носов.