В книгах Толкиена и их экранизациях маг из высшей, первородной касты – майар – не слишком-то баловал эффектными волшебными приемами читателей и зрителей… а главное – своих спутников в походах и боях. :)
Казалось бы, используй он хоть раз самый простецкий файрбол – и целая армия орков была бы побеждена!
Но почему-то наш маг предпочитал биться посохом как обычным opyжием, а колдовство в дело не пускать. Магия, к которой он чаще всего обращался, – это… огонек на его посохе.
Ну, и разве что с балрогом он стал биться. Хотя, заметим, поначалу хотел избежать этой участи.
Не маловато ли для столь могучего волшебника?
Как там говорил кино-гном Килли: «С нами – знаменитый маг Гэндальф, да он один победил сотни драконов!»
А вот Бильбо с самого начала не особо высоко отзывался о Сером Страннике:
- ах, это вы пускали фейерверки на праздники… что, всё этим и занимаетесь?..
- Радагаст – настоящий волшебник или… так… как вы?
Возможны несколько вариантов объяснения, почему Гэндльф столь редко применял магию.
1. Он использовал ее в достаточных дoзaх и степенях, просто магия в этом мире подразумевала нечто не настолько кoлoccaльное, что мы привыкли считать волшебством.
2. Конечно, можно приплести привлечь к анализу книги Перумова, где он говорил про чаши весов, не дававшие магам права вмешиваться в дела «пpocтых cмepтных».
В принципе, в пользу этой версии говорил хотя бы тот факт, что Гэндальф применил Запретительное зaклятие, но исключительно для встречи с другим магом, а вот с существами попроще – разными там троллями, гоблинами и орками – никаких заклинаний не использовал.
И все же это не более чем объяснение Перумова – поклонника Толкиена, но не самого Толкиена.
Плюс лично мне вспоминается эпизод битвы за белый город. Впереди войска скачет маг, распространяя вокруг некое магическое поле… «и враг бежит, бежит, бежит»… так почему было не применять этакий эффектный и эффективный прием каждый раз? Видимо, ответ даст только вариант № 5 (см. ниже).
3. Гэндальф мог просто-напросто забыть старинные заклинания или не видеть профита от них. Все же не зря по сюжету постоянно повторяли, что время магов и эльфов уходит.
Не верите? А вы вспомните, как он отреагировал на Неснимаемый наговор в пещере. Мол, знает он такие наговоры, но дабы их использовать, нужно время, «и дверь не становится прочнее: ее открыть нельзя, а выломать можно».
4. Магия Гэндальфа была мало заметна неискушенному взгляду, такая вот элитная магия.
Обычные существа не способны были ее понять – вот она для них и как бы не существовала.
Помните, в момент знакомства наш волшебник пробовал объяснить Бильбо, кто он таков? «Я – Гэндальф, а Гэндальф… э… это я».
Вот так объяснение, да? Но дело было не в косноязычии Митрандира.
Попробуйте объяснить 3-летнему ребенку основы квантовой электродинамики. Что? Затруднитесь? Вот и существу, жившему с начала средиземноморских времен, было сложновато рассказать о себе тому, чей возраст-опыт исчислялся смешными десятками лет.
Между тем вспомним и другие слова – Элронда: «Гэндальф, ты не один присматриваешь за Средиземьем». Стало быть, наш серый маг все-таки делал нечто ощутимое в своем курировании территории.
Перед битвой с уже упомянутым балрогом маг произнес: «Я служитель вечного солнечного пламени и повелитель светлого пламени Анора». И опять-таки: рискните посвятить в суть столь сложных «субстанций» обывателей. Да они не поймут ничего. Но это не значит, что самих «субстанций» нет. Они существуют. Просто вникнуть в них сложно...
А кто невидимо-виртуально противодействовал Оку, чтобы оно не «наткнулось» на Фродо с Сэмом?
Кто на расстоянии чувствовал поход этих 2 хоббитов, ментально поддерживал и вдохновлял их, даже в момент, когда сам он воевал с неприятелем?
Кто был просто-таки волшебным образом обаятелен в общении, умея находить общий язык с самыми сложными собеседниками наподобие оборотня Беорна?
Не зря ведь в компьютерных играх наряду с магическими способностями а-ля «Волшебство» даются скиллы а-ля «Дипломатия». Да наш маг был в этом ничуть не хуже Сарумана, умевшего очаровывать и заговаривать зубы.
Кто умел предвидеть и предчувствовать?
Кто единственный мог противостоять сильнейшим колдовским соперникам – Саурону и огненному балрогу?
Это он, это он,
Серый Странник, Олорон!
Ну, или Олорин…
5. Ну, и самая простая – и самая главная причина состоит в том, что, если бы Гэндальф «направо и налево» использовал магию, приключения вовсе не состоялись бы.
Наш маг взял бы на помощь пару-тройку истари либо иже с ними (да вот хоть участников Белого совета); пробежался бы до Ородруина, сея в рядах орков смятение; разрушил бы крепость главного противника… И тогда не было бы книг и экранизаций.
Ну, да-да, или бы не сбегал, а слетал – риторический вопрос «чего было не пролететь весь путь на орлах?» до того заобсуждали на разных форумах, что он завяз даже не на языках, а в зубах. :)
А сам Гэндальф сказал бы нам свое эпохальное: «Вы отличный малый, но вы всего лишь маленький хоббит в этом огромном мире…»
Так что лично я – за версию 4. А вы, уважаемые читатели?
П. с. О хитрых нюансах книг Толкиена читайте статью «Почему от уничтожения Кольца автоматически пропали темные силы Мордора», плюс посты «6 "гаджетов" в фэнтези Толкиена» и еще «Живой "транспорт": "вождь всех коней" у Гэндальфа».
Также проходите тест «Кто ваш маг – Гэндальф или Галадриэль?».
#культура #кино #фантастика #литература #чтение #интересные факты #властелин колец