12 апреля 2022 года исполняется 40 лет со дня смерти советского и российского художника-живописца, графика-иллюстратора и карикатуриста Виталия Николаевича Горяева, похороненного на Ваганьковском кладбище.
В этот день, а также 14 апреля 2022 года (годовщина дня рождения) в храме Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище будут совершены панихиды.
Виталий Горяев родился 1 (14) апреля 1910 года в семье управляющего банком в Кургане Тобольской губернии.
В 1921 году семья переехала в Читу, где Горяев сделал первые шаги в творчестве. Занимался под руководством местного художника Ивана Сверкунова и ходил с ним на этюды, рисовал карикатуры для школьной газеты, сотрудниал с «Забайкальским рабочим». Вскоре он рисовал для постановок читинской оперетты декорации, плакаты и программы. Также писал стихи в стиле Владимира Маяковского, которые охотно печатали читинские газеты, водил знакомства с местными поэтами и был принят в Читинскую ассоциацию пролетарских писателей.
Знакомство с Владимиром Маяковским
Окончив среднюю школу, в 1929 году Виталий Горяев приехал в Москву и поступил в Московское Высшее техническое училище на проектировщика мостов. В этот момент произошла судьбоносная встреча с поэтом Владимиром Маяковским. Семья художника рассказывала, что тот познакомился с Маяковским за бильярдом, разговорился, обыграл знаменитого поэта и попросил взамен дать оценку рукописям, на которых помимо стихотворений были иллюстрации собственной работы. Так или иначе, Маяковский не впечатлился стихами, но рисунки понравились ему настолько, что поэт убедил Горяева отказаться от технической специальности и учиться на художника. Маяковский сам забрал его документы из училища и вместе с ним приехал к ректору Высшего художественно-технического института Павлу Новицкому и уговорил того провести для молодого человека экзамен, хотя приёмные испытания к тому времени закончились. Так Виталий Горяев стал студентом ВХУТЕИНа.
Знакомство с Владимиром Маяковским изменило его жизнь и переросло в дружбу и творческое сотрудничество. Именно Горяеву поэт доверял оформление своих выставок, в том числе выставки «20 лет работы Маяковского» в 1930 году (незадолго до его смерти).
Со второго курса ВХУТЕИНа Горяев пошёл на плакатно-литографическое отделение, которым заведовал Дмитрий Моор, а затем он оказался в образованном на базе московского и ленинградского ВХУТЕИНа Полиграфическом институте (ныне Московский государственный университет печати), где занимался под руководством Александра Дейнеки.
Журнальная графика
После выпуска Виталий Николаевич Горянин попал по распределению в издательство «Изобразительное искусство», где проработал до весны 1935 года и выполнил несколько плакатов, которые были отмечены конкурсными наградами. После этого он принял приглашение Наркомата речного флота стать художником на агитпароходе «Пропагандист» и до осени 1936 года путешествовал по Волге и Каме, работая на пристанях. На каждой новой остановке художник и руководство агитпарохода разбирались в положении местных дел, выявляли достижения и проблемы, после чего художник работал над шаржами, лозунгами и едкими карикатурами. После этого рисовал для «Крокодила», «Смены» и «Тридцати дней». Особо долгим было его сотрудничество с журналом «Юность», где он входил в редакционную коллегию с 1955 по 1981 годы.
Работа военным корреспондентом
С первых дней войны между СССР и Германией Виталий Николаевич Горянин трудился в «Окнах ТАСС», где менее чем за полгода выполнил 80 плакатов, основной темой которых было разоблачение «нового порядка», установленного нацистами в Западной Европе.
В январе 1942 года на него донёс его коллега-график, художника отстранили от работы над «Окнами ТАСС».
В феврале 1942 года Горяева призвали в Рабоче-крестьянскую Красную Армию и направили на Западный фронт в качестве художественного руководителя и ответственного секретаря военно-сатирического журнала «Фронтовой юмор», который содержал фельетоны, публицистические заметки с передовой, стихи и едкие карикатуры на противника, призванные поддержать в армии боевой дух.
«Отец о войне говорить не любил и родным никаких подробностей не сообщал. Но однажды я услышала телевизионное интервью, в котором он рассказывал, как ходил с Твардовским на передовую. Как боялся, но старался не подать вида, поскольку выглядеть трусом в глазах Александра Трифоновича было ещё страшнее», - Любовь Горяева, дочь Виталия Горяева.
Войну завершил в Кёнигсберге в звании капитана. За воинскую службу был удостоен ордена Красной Звезды, награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Иллюстрации
Известны его иллюстрации к «Приключениям Тома Сойера» и «Приключениям Гекльберри Финна» Марка Твена, которые художник выполнял дважды: сначала в 1948 году, потом в 1960-м, уже после поездки в США. Иллюстрации 1948 года получили высокую оценку и были приобретены Русским музеем и Государственной Третьяковской галереей, «Том Сойер» выдержал несколько переизданий, а иллюстрации к «Гекльберри Финну» попали в печать только частично.
Агния Барто фактически дала ему монополию на иллюстрирование своих сочинений: с его рисунками были изданы «Качели» (1946), «Дом переехал» (1947 и 1949), «Стихи детям», «Петя рисует», «Краснокожие», «Про больших и маленьких» (1959).
Художнику принадлежат первые иллюстрации к «Трём толстякам» Юрия Олеши, которые стали ориентиром для стилистики, которую выбрали авторы экранизации 1966 года. С его иллюстрациями были изданы сказка «Про царя и сапожника» и «Быль-небылица» Самуила Маршака, «Белеет парус одинокий» Валентина Катаева, «Что такое хорошо и что такое плохо» Владимира Маяковского, «Маленькие рассказы про маленького Пита» Лейлы Берг, «Старик Хоттабыч» Лазаря Лагина. Также иллюстрировал рассказы О. Генри, «Американскую трагедию» Теодора Драйера, «Скорпиона» Ханса Шерфига и роман-памфлет «Четвёртый позвонок» финского писателя Мартти Ларни.
Особое место в его творчестве заняли иллюстрации к классической русской литературе - произведениям Александра Пушкина, Николая Гоголя и Фёдора Достоевского. Иллюстрации к «Петербургским повестям» Н. Гоголя, над которыми художник работал с конца 1950-х годов по середину 1960-х, были в 1967 году удостоены Государственной премии СССР. В 1971 году вышел «Идиот» Ф. Достоевского с иллюстрациями художника, которые спустя 4 года принёс ему золотую медаль Лейпцигской книжной ярмарки (в СССР за их художественную авангардность он получил лишь разгромную рецензию в журнале «Коммунист»). В 1974 году вышел двухтомник А. Пушкина «Стихотворения и повести» с рисунками художника, а в 1979 — «Мёртвые души» Н. Гоголя. Последней его крупной работой в этом направлении стал «Подросток» Ф. Достоевского, изданный уже после смерти художника.
Живопись
Интерес Виталия Николаевича Горяева к живописи проявился в 1929 году после знакомства с творчеством Поля Сезанна - небольшой картиной «Утро на Марне». В дальнейшем он писал почти всю творческую жизнь, но не приобрёл известности в качестве живописца: его работы, стилистически следующие постимпрессионистам и авангардистам 1920-х годов, близкие кубизму и мирискусникам, были неожиданными для своего времени и не соответствовали идеалам социалистического реализма. Его жёстко критиковал за авангардность вице-президент Академии художеств СССР Владимир Кеменов.
Художнику более 10 раз отказывали в приёме в академию, что было исключительным случаем для столь известного художника, лауреата государственной премии. Единственная прижизненная выставка его картин прошла в 1980 году, в год его 70-летия.
После этого живопись Горяева была представлена широкой публике в Центральном доме художника на большой выставке художника в 2012 году. Всего он выполнил около 100 живописных работ, часть была приобретена крупными музеями.
Горяев возглавлял комиссию, которая допустила на выставку «30 лет МОСХ» (1962) в московском Манеже работы художников-авангардистов студии «Новая реальность». Никита Хрущёв посетил выставку, и нонконформистское искусство привело его в ярость, после чего художник, как ответственный за случившееся, оказался в опале, а контракты с ним были расторгнуты. Вновь работать с ним начали только в 1964 году после отставки Хрущёва с поста Первого секретаря ЦК КПСС.
Виталий Николаевич Горяев умер 12 апреля 1982 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище (24-й участок, сразу за колумбарием).
«Свобода Виталия Николаевича Горяева в творческой самореализации сочеталась с удивительной продуктивностью. Его работы находятся в собраниях главных музеев России, а на книгах с его иллюстрациями выросли наши бабушки и дедушки, наши родители.
Творческий путь Виталия Николаевича сам стал иллюстрацией яркого жизненного примера раскрытия большим трудом и усердием мастера данного свыше таланта», - игумен Пётр (Еремеев), настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище.