📋 Основная информация
Год создания: 1903-1904
Жанр: опера
Язык: Итальянский
Количество актов: 3 (в первой редакции 2 акта)
Продолжительность: 3 ч 20 мин (+ 2 антракта)
Либретто: Луиджи Иллика (1857-1919) , Джузеппе Джакоза (1847-1906)
📎 Интересный факт
Опера была создана по мотивам одноименной драмы 1900 года Дэвида Беласко (1853-1931). Само произведение - переработка рассказа «Мадам Баттерфляй» 1898 года американского писателя Джона Лютера Лонга (1861-1927). Последний в свою очередь вдохновился автобиографическим романом 1888 года французского писателя Пьера Лоти (1850-1923) «Мадам Хризантема».
📜 История создания
После создания оперы «Тоска» 1898 года композитор никак не мог определиться какое-литературное произведение выбрать, чтобы создать новую оперу. Во время своего пребывания в Лондоне Дж. Пуччини увидел пьесу Д. Беласко на сцене театра Duke of York’s Theatre. Английский язык он не знал, но трагическая история японской гейши его увлекла. Так он познакомился с Д. Беласко и предложил ему создать оперу на сюжет пьесы. Тот, разумеется, согласился.
Значительное влияние на характер и сроки написания оперы повлияла автомобильная авария 25 февраля 1903 года, в которую попал композитор с членами своей семьи. Маэстро получил перелом большой берцовой кости и на восемь месяцев выпал из работы.
Из переписки с издателем известно, что первый вариант отличался не только структурой, но и местом действия - все должно было происходить в американском посольстве в Нагасаки. Дж. Пуччини сам отказался от этой задумки еще до премьеры первой редакции.
К декабрю было утверждено либретто, к началу февраля была дописана опера.
Премьера первой редакции закончилась полным фиаско.
По словам близкого друга композитора Арнольдо Фаркаролли первое представление стало «одним из самых шумных в истории театра»: «…с криками, шиканьем, высмеиванием целых сцен и певцов, с ураганом возмущённых криков и непрерывным свистом. Казалось, публику охватило какое-то страстное желание уничтожать». (Фраккароли, Арнальдо. Мой друг Пуччини рассказывает / Пер. с. ит. И. Константинова. — Челябинск: Авто Граф, 2014. С. 136.)
Дж. Пуччини принимает решение сократить некоторые номера, разделив второй акт на два самостоятельных действия. Спустя три месяца вторая редакция была горячо принята в Париже и США и завоевала репутацию одной из популярнейших современных опер.
🎭 Премьера
В первой редакции публика увидела оперу 17 февраля 1904 года в театре Ла Скала в Милане. Это был ошеломляющий провал…
После родилась вторая редакция, которую показали с большим успехом 28 мая 1904 года в театре Гранде в Брешиа (город на севере Италии).
В Мариинском театре премьера на русском языке в переводе В. Алексеева состоялась 4 января 1913 года.
📇 Действующие лица
Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-Сан) - сопрано
Судзуки, служанка - меццо-сопрано
Бенджамин Франклин Пинкертон, лейтенант ВМФ США - тенор
Шарплес, американский консул - баритон
Горо - тенор
Принц Ямадори - тенор/баритон
Бонза, дядя Чио-Чио-сан - бас
Якусидэ, дядя Чио-Чио-сан - бас
Комиссар - бас
Чиновник регистратуры - бас
Мать Чио-Чио-сан - меццо-сопрано
Тетка - сопрано
Кузина - сопрано
Кот Пинкертон - меццо-сопрано
Долорес, мальчик - без пения
📖 Сюжет
Время действия: около 1900 года
Место действия: Нагасаки
Место действия: конец эпохи Мэйдзи
Действие I
Лейтинант Франклин Бенджамин Пинкертон собирается женится на гейше Чио-Чио-Сан, известную под именем Баттерфляй. Маклер Горо показывает Пинкертона домик на вершине холма под Нагасаки, где пара собирается провести медовый месяц. Готовится свадьба.
На церемонию приезжает американский консул Шарплесс. Во время разговора выясняются ценичные намерения жениха, ведь брак гейши и лейтенанта не имеет юридической силы в Америке, так что последний может считать себя свободным от брачных уз. Приятелю Пинкертона такая позиция совсем не нравится, о чем он и говорит. Пинкертон успокаивает его, говоря, что брачный договор является временным, так же как и договор на дом.
Шарплесс встречает юную гейшу и узнает, что ей всего пятнадцать и выросла она в бедности без отца. Чио-Чио-Сан говорит о своей влюбленности к американцу и готовности принять христиантсво.
Во время свадьбы появляется японский бонза - дядя главной героини. Он проклинает племянницу за измену вере предков.
Действие II
Проходит три года. Пинкертон уехал в Америку после свадьбы, бросив Чио-Чио-Сан выживать одну. У нее заканчиваются деньги, но она продолжает верить, что ее любимый вернется за ней. Она даже отвергает богатого принца Ямадори, который приехал предложить ей руку и сердце.
Консул Шарплесс приносит письмо от Пинкертона, в котором он сообщает, что скоро приедет в Японию с американской женой. Шарплесс не может дочитать письмо до конца, так как гейша постоянно перебивает его. Но он все же говорит, что Пинкертон больше не муж ей. Она отказывается в это верить, показывая сына. Сейчас мальчика зовут Долорес (Страдание), а по возвращению отца, его будут звать Джойя (Веселье). Шарплесс в смятении…
Слышны выстрелы пушки - в гавань входит корабль Пинкертона. Чио-Чио-Сан так долго этого ждала, она спешит переодеться в платье со свадьбы.
Действие III
Поздняя ночь. Гейша уносит сына спать. Появляется Пинкертон с женой. Шарплесс объясняет, что тот натворил. Пинкертон не думал, что гейша воспримет их брак так серьезно. Все трое просят служанку уговорить Чио-Чио-Сан отдать им ребенка.
Баттерфляй видит Пинкертона с незнакомой женщиной, она понимает, что больше не супруга ему. Она соглашается отдать мальчика, если Пинкертон прийдет за ним.
Чио-Чио-Сан остаётся одна. В руках у неё вакидзаси (короткий японский меч), она готовится совершить сэппуку (ритуальное самоубийство). Баттерфляй целует ребёнка и отправляет его играть с американским флагом и куклой, а затем вонзает вакидзаси себе в чрево. Вбегает Пинкертон, но уже слишком поздно: Баттерфляй мертва.
🎼 Либретто (итал.)
📺 Посмотреть
YouTube
https://www.youtube.com/watch?v=CA58YECRIz0
🎧 Послушать