Найти тему

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ УЭСИБА МОРИХЭЙ ОСНОВАТЕЛЕМ СОВРЕМЕННОГО АЙКИДО?

После практики и исследования айкидо в течение ряда лет я постепенно пришел к гипотезе, которая шла вразрез с общепринятым мнением и свидетельствами многочисленных сиханов (мастер, «эталон для подражания»), которые утверждали, что провели долгие годы, обучаясь у основателя айкидо Уэсиба Морихэй. На протяжении многих лет я посещал многочисленные семинары, проводимые в США японскими учителями, а также совершил несколько поездок в Японию, где я обучался у многих известных учителей. Моя теория состояла в том, что айкидо, каким мы его знаем сегодня, не является искусством, практиковавшимся и преподававшимся О-Сэнсэем, а скорей всего является производными формами, разработанные основными учениками, которые учились у основателя в течение относительно коротких периодов времени. Это объясняет значительное расхождение в стилях, относительно небольшое количество преподаваемых техник и отсутствие религиозных концепций Омотокё в современных формах искусства. Это не критика этих «современных» форм искусства, а скорее наблюдение, основанное на исторических исследованиях, которые противоречат общепринятому восприятию.

Когда я переехал на постоянное место жительства в Японию в августе 1977 года, я принял решение учиться в Ивама у Сайто Морихиро сэнсэя. В конечном счете, что привлекло меня в Ивама, так это акцент на неизменность и точность техники, а также включение Айки кэн и Айки дзё в учебную программу. Я уверен, что близость к святилищу Айки и тот факт, что обучение в Ивама проходило в личном додзё О-Сэнсэя, также способствовали этому.

Уэсиба Морихэй демонстрирует своё искусства Силам самообороны, в роли укэ Сайто Морихиро (1955)
Уэсиба Морихэй демонстрирует своё искусства Силам самообороны, в роли укэ Сайто Морихиро (1955)

В то же время спешу отметить, что я не считаю технику Сайто сэнсэя правдивым продолжением айкидо основателя, а скорее считал его мастером техники.

Оглядываясь назад, я ставлю Сайто сэнсэя в одну категорию с такими известными учителями, как Тохэй Коити, Нисио Сёдзи, Ямагути Сэйго и другими, которые были очень квалифицированными и разработали оригинальные стили преподавания, которые, хотя первоначально вдохновлялись Уэсибой Морихэем, развивались в совершенно разных направлениях.

Я отчетливо помню, что, хотя мои знания японского языка на том этапе были довольно ограниченными, мне удалось передать Сайто-сэнсэю свои мысли на этот счет и сомнения в том, что его айкидо по существу является таким же, как у основателя, как он утверждал. Мое восприятие основывалось на том, что техника Сайто-сэнсэя сильно отличалась от айкидо основателя, которое я видел на пленке. Несколько позабавленный моим скептицизмом и, без сомнения, моей дерзостью, учитывая, что я был его учеником, сэнсэй терпеливо объяснил, что причина моих сомнений в том, что большая часть того, что сохранилось на пленке основателя, была демонстрацией. Он отметил, что публичные демонстрации техники основателя сильно отличались от того, что О-сенсей показывал в додзё в Ивама. Сайто сэнсэй продолжал настаивать на том, что его обязанностью является добросовестная передача айкидо основателя и что он не намерен развивать «Сайто-рю Айкидо».

Несмотря на все его усилия, я продолжал испытывать сильные сомнения по этому поводу, хотя мое восхищение его техническими навыками никогда не подвергалось сомнению. Затем, через несколько лет после моего приезда, я проводил интервью с Дзэндзабуро Акадзава, довоенным ути-дэси (личным учеником) Уэсибы Морихэя с периода Кобукан додзё. Г-н Акадзава показал мне техническое руководство, опубликованное в 1938 году под названием «Будо», которое я никогда раньше не видел. В нём содержалось около пятидесяти приемов, продемонстрированных самим основателем. Медленно переворачивая страницы учебника, я с удивлением обнаружил, что выполнение нескольких базовых техник, таких как иккё, ирими нагэ и сихо нагэ, было практически идентичны тому, чему я научился в Ивама под руководством Сайто сэнсэя. В нём сам основатель демонстрировал то, что я до сих пор считал техникой стиля «Ивама». Господин Акадзава любезно одолжил мне книгу, и я поспешил показать её Сайто-сэнсэю.

Техническое руководство «Будо» написанное Уэсиба Морихэем в 1938 году.
Техническое руководство «Будо» написанное Уэсиба Морихэем в 1938 году.

Я всегда буду помнить сцену, когда я позвонил в дверь сэнсэя, чтобы поделиться с ним своим новым открытием. К моему удивлению, он никогда раньше не видел и не слышал упоминаний об этой книге. Он надел очки для чтения и пролистал руководство, внимательно изучая технические последовательности. Я тут же почувствовал себя обязанным извиниться перед ним за то, что сомневался в его утверждении, что он прилагает все усилия, чтобы сохранить правильными техники Основателя. Сайто сэнсэй рассмеялся и закричав сказал: «Смотри, я же тебе говорил!». С тех пор (1981) Сайто Сэнсэй всегда ездил на свои семинары по айкидо с копией «Будо», чтобы использовать ее в качестве доказательства того, что та или иная техника возникла в учении основателя.

Само собой разумеется, что я был вынужден признать, что был, по крайней мере, один наставник, который распространял айкидо в манере, верной первоначальному учению основателя. Но разве это опровергает мою теорию о том, что стили айкидо, широко практикуемые сегодня, имеют мало общего технически и философски с искусством основателя? Рассмотрим следующее. Если вы пойдете в додзё любого из главных учителей, вы обнаружите, что движения их учеников очень похожи на движения учителя, о котором идет речь. Давайте посмотрим правде в глаза, они были бы плохими учениками, если бы не прилагали все усилия, чтобы подражать движениям своего учителя. Часто можно идентифицировать учеников определённого учителя в контексте большой демонстрации, на которой появляются участники из многих различных додзё. Почему же тогда существует такая огромная разница между основными стилями айкидо, если все сиханы обучались непосредственно под руководством основателя?

Некоторые говорят, что искусство Основателя сильно изменилось за эти годы и что это объясняет различия в технике его учеников, которые учились в разные периоды. Другие утверждают, что О-сенсей учил разным вещам разных учеников в зависимости от их характера и способностей. Я никогда не находил ни один из этих аргументов особенно убедительным. На самом деле, когда много лет назад я обнаружил старый фильм «Асахи Ньюс» 1935 года, я был удивлен тем, насколько «современным» было искусство основателя даже на той ранней стадии. Более того, основатель обычно обучал группу учеников, а не отдельных людей, и этот факт не подтверждает теорию о том, что он адаптировал свое обучение к потребностям отдельных учеников.

Нет, я полагаю, что существует совсем другое объяснение этому значительному расхождению стилей. Я думаю, что это связано, прежде всего, с тем, что очень немногие ученики О-Сэнсэя тренировались под его руководством в течение длительного времени.

За исключением Иноуэ Ётиро (Нориаки), племянника Уэсибы, Годзо Сиода, основателя Айкидо Ёсинкан, и Цутому Юкава, предвоенных ути-дэси О-Сэнсэя, которые учились максимум пять-шесть лет. Конечно, этого времени было достаточно, чтобы овладеть искусством, но недостаточно, чтобы овладеть обширным техническим репертуаром Айки Будо с его многочисленными тонкостями.

Большинство этих энергичных молодых людей, ставшими учи-дэси, были вынуждены преждевременно закончить обучение боевым искусствам, чтобы поступить на военную службу. Более того, лишь немногие из этих ранних дэси возобновили свою практику после войны.

В первом ряду слева направо: Тада Хироси, Окумура Сигэнобу, Осава Кисобуро, Уэсиба Киссёмару,Тохэй Кэйти, Арикава Садатэру, неизвестный. Задний ряд слева направо: неизвестеный, Сугано Сэйити, Сунадомари Фукико (Мицуэ), Мамура Нобуёси, Норо Масамити, Кобаяси Ясуо, Тиба Кадзуо, Канаи Мицунари. Фотография сделана в 1961 году в старом Айкикай Хомбу Додзё в Токио.
В первом ряду слева направо: Тада Хироси, Окумура Сигэнобу, Осава Кисобуро, Уэсиба Киссёмару,Тохэй Кэйти, Арикава Садатэру, неизвестный. Задний ряд слева направо: неизвестеный, Сугано Сэйити, Сунадомари Фукико (Мицуэ), Мамура Нобуёси, Норо Масамити, Кобаяси Ясуо, Тиба Кадзуо, Канаи Мицунари. Фотография сделана в 1961 году в старом Айкикай Хомбу Додзё в Токио.

То же самое можно сказать и о послевоенном периоде. Среди посвященных учеников этого периода были такие известные личности, как Арикава Садатэру, Тада Хироси, Ямагути Сэйго, Нисио Сёдзи, Тамура Нобуёси, Кобаяси Ясуо, а позднее Ямада Ёсимицу, Канаи Мицунари, Тиба Кадзуо, Сугано Сэйити, Саотомэ Мицуги и многие другие. Окумура Сигэнобу, Тохэй Койти и Осава Кисобуро образуют несколько уникальную группу, поскольку они практиковали короткое время до войны, но достигли статуса мастеров после Второй мировой войны. Ни один из этих учителей не прошел длительного периода обучения непосредственно под руководством О-Сэнсэя. Это может показаться шокирующим утверждением, но давайте посмотрим на исторические факты.

До войны Морихэй Уэсиба использовал Кобукан додзе в Токио в качестве своей базы, но также активно действовал в районе Кансай. Одно время у него даже был дом в Осаке. С годами мне стало ясно из свидетельств старожилов, что основатель много переезжал и проводил, возможно, одну-две недели в месяц вдали от Кобукан додзё. Кроме того, имейте в виду, что ранние учи-дэси были выбраны в качестве инструкторов из-за растущей популярности этого искусства и широкой деятельности Будо Сэнъёкай (Общества содействия боевым искусствам), возглавлявшийся Уэсибой, и спонсировавшийся Омотокё. Эти пионеры учились в течение относительно коротких периодов, имели лишь ограниченное общение с основателем, из-за его частых отлучек из додзё, и сами часто были далеко от главного додзё, работая в качестве учителей.

Во время войны и вскоре после её окончания О-сэнсэй поселился в Ивама. Затем, с середины 1950-х годов он возобновил свои путешествия, регулярно посещая Токио и район Кансай. К концу 1950-х годов его поездки участились, и, казалось, никто никогда не знал, где он будет в данный момент времени. Он делил свое время между Ивама, Токио и своими любимыми местами в Кансай, которые включали Осаку, Камэока, Аябэ, его родной Танабэ и Сингу. Он даже посетил Кансю Сунадомари на далеком Кюсю. Я помню, как Митио Хикицути сэнсэй утверждал, что О-Сэнсэй посещал Сингу более шестидесяти раз после войны. Учитывая, что это относится к периоду от двенадцати до пятнадцати лет, мы видим, что основатель был в Кансай в среднем четыре-шесть раз в год.

Проницательный читатель, без сомнения, поймет, к чему я веду.

После войны О-Сэнсэй не регулярно преподавал в Токио. Даже когда он появлялся на татами, он большую часть времени читал лекции на эзотерические темы, совершенно недоступные для понимания присутствующим ученикам. Главными учителями в Хомбу в послевоенные годы были Тохэй Коити и нынешний досю Уэсиба Киссёмару. Им помогали Окумура, Осава, Арикава, Тада, Тамура и последующее поколение учи-дэси, упомянутые выше. Как и до войны, учи-дэси более поздних лет преподавали за пределами Хомбу Додзе в клубах и университетах после относительно короткого периода ученичества. Кроме того, этот период характеризовался «инфляцией дана», многие из этих молодых учителей продвигались по службе из расчета один дан в год. В ряде случаев они также «пропускали» ранги. Но это уже тема другой статьи!

Основатель Айкидо Уэсиба Морихэй на открытии Хонбу Додзё, 1968 год.
Основатель Айкидо Уэсиба Морихэй на открытии Хонбу Додзё, 1968 год.

Что все это значит? Это означает, что популярное мнение о распространении айкидо после войны, проходившее под непосредственным руководством Основателя, в корне ошибочно. Львиную долю заслуг заслуживают Тохэй и нынешний досю, а не Основатель. Это означает, что О-сэнсэй Уэсиба Морихэй не принимал серьезного участия в обучении или управлении айкидо в послевоенные годы. Он был уже давно на пенсии и сосредоточен на своем личном обучении, духовном развитии, путешествиях и общественной деятельности.

Также следует отметить, что, несмотря на образ кроткого, доброго старика, О-Сэнсэй был также обладателем пронзительных глаз и героического нрава. Его присутствие не всегда было желательным в Хомбу Додзё из-за его критических замечаний и частых вспышек.

Такова истина, о чем свидетельствуют многочисленные свидетели. В прошлом я намекал на некоторые из этих вещей, но только недавно почувствовал себя достаточно уверенно, чтобы высказаться из-за весомых доказательств, собранных из многочисленных источников, близких к основателю. Я не могу сказать, что эти комментарии обязательно помогут практикующим в их обучении или приблизят их к их целям, но я искренне надеюсь, что, проливая свет истины на важный предмет, те, кто привержен айкидо, будут иметь более глубокое понимание, на котором будут основываться их суждения. Я также надеюсь, что Тохэю Коити, который является ключевой фигурой и в последние годы был отодвинут на второстепенную роль или полностью упущен из виду, получит должное.

Стэнли Пранин, ученик Сайто Морихиро и основатель «Aiki Journal» («Aiki News»)

ПЕРЕВОДЫ ВИДЕО, КНИГ

Ещё интересные статьи:

СКРЫТОЕ ОРУЖИЕ ДЛЯ ОБЕЗОРУЖИВАНИЯ ПРОТИВНИКА
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ9 апреля 2022