Найти в Дзене

ПРОГРЕСС | ЕГЭ/ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ | Онлайн-школа New Level School

Джон Гаст, Американский прогресс, 1872 (фрагмент)
Джон Гаст, Американский прогресс, 1872 (фрагмент)

Социальная статика – структура общества, социальные институты и их функции. Социальная динамика – изменение общества во времени, его развитие и прогресс.

Прогресс – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному (учебник п/р Боголюбова, 10 класс, стр.30), от простого к сложному, к большей устойчивости и жизнеспособности общества. Обратный процесс (возвращение общества к изжившим себя структурам, деградация, утрата способности к выполнению некоторых функций – учебник Котовой и Лисковой, 11 класс, стр.89) называется регрессом. Остановка в развитии называется стагнацией.

Критерии общественного прогресса:
1) прогресс науки и техники
2) развитие производственных возможностей общества
3) улучшение условий жизни людей
4) развитие разума, совершенствование познавательных возможностей как отдельного человека, так и общества в целом
5) гуманизация общества, совершенствование нравственности, возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку

Характеристики прогресса:
1) относительность – есть области, к которым понятие прогресса неприменимо, прежде всего, искусство и мораль
2) противоречивость – прогресс в одних областях может сопровождаться регрессом в других и даже быть его причиной, например, развитие промышленности наносит ущерб окружающей среде
3) неравномерность – прогресс идет разными темпами в разных странах и регионах мира

Формы социальных изменений:
1) социальная революция – качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя; инициируется «снизу», приводит к серьезным общественным потрясениям и потерям,
2) эволюция – процесс постепенного непрерывного развития общества, последовательного накопления изменений (по аналогии с биологической эволюцией),
3) реформа – какая-то степень усовершенствования, проводимая через ряд постепенных преобразований; реформы инициируются властями, могут быть как прогрессивными, так и реакционными,
4) политическая революция – смена сил, удерживающих политическую власть, при сохранении общественного порядка в целом

__________

ПРАКТИКА ПО ТЕМЕ

1. Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Общественное развитие». Один из слайдов называется «Критерии общественного прогресса». Что из перечисленного следует включить в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие характеристики.
1) рост уровня инфляции
2) развитие производительных сил
3) увеличение свободы людей
4) развитие науки и технологии
5) сокращение рабочих мест
6) ослабление социальной мобильности

2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют динамичный характер общества.

1) развитие, 2) статичность, 3) регресс, 4) спад, 5) прогресс, 6) системность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристике общественного прогресса.

1) развитие; 2) изменение; 3) деградация; 4) движение от менее совершенного к более совершенному; 5) качественное улучшение ряда показателей; 6) утрата способности к выполнению ряда важных функций.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны

4. Установите соответствие между характеристиками и направлениями развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ (первый столбец):
A) использование на каждой стадии развития лучших достижений прошлого с добавлением к этому чего-то нового
Б) деградация
B) движение назад
Г) развитие общества от менее совершенного к более совершенному
Д) относительный характер
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ (второй столбец):
1) общественный прогресс
2) общественный регресс
3) и общественный прогресс, и общественный регресс

5. Выберите верные суждения об обществе и его изменениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Реформа как форма социальных изменений, как правило, предполагает резкие качественные изменения общественных отношений
2) Общество состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов
3) Гуманистический критерий прогресса связывают с ростом производства и повышением производительности труда
4) Общество является динамичной системой
5) Возвращение к изжившим себя социальным структурам называют регрессом

6. Установите соответствие между характеристиками и типами общественного развития: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ (первый столбец):
А) движение общества от простых и отсталых форм к более развитым и сложным
Б) совершенствование общественных институтов
В) деградация
Г) изменения в общественной жизни
Д) противоречивый характер
ТИПЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (второй столбец):
1) только общественный прогресс
2) только общественный регресс
3) и общественный прогресс, и общественный регресс

7. Выберите верные суждения об обществе и его изменениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество представляет собой часть мира, обособившуюся от природы, но не потерявшую связь с ней.
2) Общество является динамичной системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними.
3) Революция как форма социальных изменений, как правило, направлена на частичное преобразование отдельных сторон общественной жизни.
4) Общество как систему характеризует обособленность, отсутствие связи элементов.
5) Развитие общества от менее совершенного к более совершенному называют прогрессом

8. Выберите верные суждения об обществе и его изменениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общество — это совокупность всех форм объединения людей и способов их взаимодействия.
2) Революция как форма социальных изменений, как правило, осуществляется по инициативе власти.
3) В основе разграничения сфер общественной жизни — базовые потребности человека.
4) Гуманистический критерий прогресса связывают с ростом производства и повышением производительности труда.
5) Общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов

9. Какие из приведённых ниже примеров иллюстрируют противоречивость общественного прогресса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение продолжительности жизни человека с развитием медицины
2) ускорение передачи и обработки данных с развитием информационных технологий
3) отмена смертной казни в результате гуманизации общества
4) рост числа психических заболеваний подростков с развитием и распространением компьютерных игр
5) ухудшение состояния окружающей среды с развитием производства
6) увеличение количества людей, погибающих по время вооружённых конфликтов с применением новой боевой техники

10. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Один из критериев общественного прогресса связан с достигнутым уровнем материально-технического развития общества.
2) Общество выполняет функцию воспроизводства и социализации человека.
3) Неотъемлемой чертой развития любого общества является деградация, возврат к уже отжившим социальным структурам и отношениям.
4) Революцией называют поэтапное преобразование, связанное с изменением какой-либо стороны общественной жизни.
5) Общество представляет собой сложную статичную систему

Ответы к практике см. в комментариях

__________

Если было полезно, ставь 👍🏻, делай репост и делись своими мыслями в комментариях :)

Записывайся на курсы подготовки к ЕГЭ/ОГЭ 2023 и переходи на New Level! 💪🏻😉

Ссылки для записи на занятия:

▪️ Сайт — http://newlevelege.ru
▪️ Vk —
https://vk.com/new_level_ege
▪️ YouTube —
https://www.youtube.com/channel/UCoZD5A90TG-pakM-8JTQpTA
▪️ Telegram —
https://t.me/new_level_ege

__________

🎓 Онлайн-школа New Level School — это:
— занятия онлайн и в записи
— отдельная онлайн-платформа
— актуальная теория по всем темам
— тематическая практика в формате ЕГЭ/ОГЭ
— домашние задания для системного изучения тем
— поддержка от преподавателя и оперативная обратная связь
— профессиональные преподаватели из МГУ и других топовых вузов
— качественные конспекты на базе материалов, рекомендованных ФИПИ

Предметы:
▪️Обществознание (ЕГЭ, ОГЭ, ДВИ в МГУ, олимпиады)
▪️История (ЕГЭ, ОГЭ)
▪️Биология (ЕГЭ, ОГЭ)

📊 Основы финансовой грамотности
📈 Инвестиции на фондовом рынке