Найти тему

Короткая жизнь таинственного, странного Мазаччо

Я пишу о людях, чей #образ_отражен_в_искусстве.

Настоящее имя Мазаччо звучит весьма эффектно: Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди. А вот прозвище ему досталось не ахти, ведь слово "мазаччо" можно перевести с итальянского как «неряха», «мазила», «чудной». Он и был чудаком, какой-то весь не от мира сего, замкнутый, странный, и эту странность отмечали все.

Знаменитый Вазари, оставивший нам доскональные характеристики художников Эпохи Возрождения, писал о нем:

«…Человеком он был весьма рассеянным и очень беспечным, подобно тем, у кого вся дума и воля сосредоточены лишь на вещах, имеющих отношение к искусству, и кто мало обращает отношение на себя, и еще меньше на других. И так как он никогда и никак не хотел думать о житейских делах и (...) ... его все звали Мазаччо, однако не за порочность, ибо от природы он был добрым, а за ту самую его рассеянность, которая не мешала ему с такой готовностью оказывать другим такие услуги и такие любезности, о которых и мечтать не приходилось…».

Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.

Шарль Огюст Кудер. "Смерть Мазаччо". ок. 1817.
Шарль Огюст Кудер. "Смерть Мазаччо". ок. 1817.

Мазаччо прожил всего 27 лет, и такая ранняя смерть была не только личным горем для тех, кто его любил, но и большой потерей для культуры, ибо ушел великий художник, имевший свой, уникальный, взгляд на мир, свою манеру письма. На картине Ш. Кудера показан трагический момент, когда кисть и палитра в буквальном смысле выпали из рук, и художник умер, не завершив свое новое произведение. Мазаччо умер, прибыв в Рим из Флоренции, и тот же Вазари, а за ним и другие, считали, что он был отравлен. И действительно, с чего бы вдруг 27-летнему молодому человеку, который не был тяжело болен, внезапно уходить из жизни?!

Зная итальянские нравы XV века, можно вполне допустить такую причину смерти. Но доказательств, конечно, нет. Да и зачем было убивать художника?

Мазаччо. Автопортрет (?) (фрагмент фрески «Святой Пётр на кафедре» из капеллы Бранкаччи). 1427-28 г.
Мазаччо. Автопортрет (?) (фрагмент фрески «Святой Пётр на кафедре» из капеллы Бранкаччи). 1427-28 г.

Так что, смерть Мазаччо весьма таинственная, впрочем, таковой была и его жизнь. Известны его семья, родной город, даты жизни, но совершенно непонятно, как юный Томмазо начал заниматься живописью. У кого он учился? Как впервые обнаружился его талант? Известно только, что в 1422 году Мазаччо уже был членом цеха аптекарей и врачей, то есть, профессионалом. В этот цех входили, как ни странно сейчас это ни звучит, и художники. Врач, аптекарь и художник считались, видимо, ремесленниками одного рода занятий — заботы о человеке. Стиль Мазаччо, смелость его кисти и несомненное мастерство говорят о том, что у него была отличная школа. Но чья?! Специалисты указывают на Брунеллески и Донателло. Да, вполне.

За несколько лет активного творчества Мазаччо шедеврально расписал несколько церквей, написал несколько портретов, он был полон планов на будущее... и все прервалось.

Современный психиатр поставил бы ему, наверное, какой-нибудь диагноз, объясняющий его отстраненность от мира, рассеянность, необщительность и т.д. Но зачем? Душа художника живет в его творениях, а произведения Мазаччо полны страсти, жизни, в них есть что-то устрашающе мрачное, даже в изображениях Мадонны с младенцем. Все это — сполохи тех бурь, которые бушевали в душе одинокого, отрешенного от повседневности, чудика.

#искусство #культура #история

Будет здорово, если вы подпишетесь на мой канал.))

Читайте еще:

Как Галилео Галилей боролся за науку и победил Ватикан

Каким изображал Бориса Пастернака его отец-художник

В блоге мужа: (и на него подпишитесь)

Четыре произведения немецкого экспрессионизма в кёльнском Музее Людвига, которые я запомнил